«Первое открытие Силы совершает тот, кто находит Ее внутри, открывая тонкое в себе как часть бесконечной внутренней вселенной.
Второе открытие Силы совершает тот, кто находит Ее вовне, открывая тонкое в Мире как часть бесконечной внешней Вселенной.
Третье открытие Силы совершает тот, кто постигает полную тождественность внешнего и внутреннего, видя иллюзорность границ, обозначаемых между ними восприятием, и открывая для себя Единый Поток Силы.»
А.Сидерский , йога-тичер.
А теперь рассмотрим главный принцип ТКБИ с точки зрения вышеизложенного главного принципа йоги.
1.На начальном этапе обучения стилю (любому из ТКБИ) ученик осваивает так называемое «открытие и закрытие».Этап овладения телом.
«Развитие подвижности грудного отдела позвоночника тесно связано с реализацией в движениях ушу принципа кай-хэ – «открытия и закрытия». Под открытием имеется в виду выпрямление позвоночника, вытягивание рук. Движения на раскрытие обычно делаются на вдохе. Закрытие (хэ), наоборот, предполагает опускание плечевого пояса, естественное ссутуливание, опускание рук и выдох. Практически каждое движение ушу делится на фазы раскрытия и закрытия. Например, ся яо – это движение раскрытия, фу яо – закрытия, баоцюань – раскрытие, чунцюань – закрытие и т. д. Особенно характерно этот принцип проявляется в таких стилях ушу, как пигуацюань и тунбэйцюань.»(С)
На этом этапе ученик, в основном, пытается скоординировать свои конечности, и вложить в удар вес своего тела. Если освоение происходит правильно, то ученик не травмирует собственные конечности, при удачном попадании в цель, и не «ударяет лицом в грязь» в том случае если удар в цель не попал.
По сути – это этап освоения своего тела. Если ученика поставить в спарринг, то максимум что он может сделать – «обыграть» соперника – заставить его раскрыться, путём обманных действий. И то, возможности спарринговаться следует ожидать только от способного, мотивированного ученика.
*на этом этапе физическая работа является «расходной» , она растрачивает энергию практикующего, и спортсмен нуждается в своевременном, соотносимом с нагрузками, отдыхе.
2. Расширение – сжатие, является естественным продолжением концепции «открытие-закрытие» и по внешним признакам почти ничем не отличается. Является этапом овладения мыслью. Для этого этапа обучения свойственно осознание связи между собственным телом, и окружающим пространством.
Работа физического тела на этом этапе должна стать более осмысленной. В тренировочную практику добавляется множество подводящих упражнений, позволяющих прочувствовать и изменить работу каждого сустава тела, а так же понять что каждый из суставов должен быть связан со всем телом при движении. Только в этом случае возможно полноценно вкладывать силу всего тела в любое воздействие на соперника.
Вот, к примеру, описание "закрытия" у Ма Хуна:
"Относительно втягивания груди. Грудь немного вбирается внутрь, а оба плеча и оба локтя немного закручиваются вперед с усилием пэн.»
Если развитие ученика идёт в нужную сторону, он чувствует бОльшую целостность тела, понимает принцип «двинулось одно – двинулось всё» , движения делаются менее прямолинейными, как при выполнении формы, так и вне тренировочного процесса.
Как раз про этот этап говорят что «тренироваться необходимо постоянно» ,имея в виду не выполнение упражнений, а постоянное отслеживание и изменение культуры своего движения.
В спарринге ученик начинает использовать движения соперника, искать гармонию во взаимодействии с ним.
«[В контакте с противником] не допускай ни излишка, ни недостатка, следуя сгибанию [руки противника] сразу вытягивай [свою].
Если движение [противника] стремительно, стремительно реагирую, если медленно - медленно следую, хотя преобразованиям [в движениях] нет счета, все их пронизывает единый принцип.»
Также для данного этапа развития характерна текучесть - отсутствие «зависания» ученика в крайних точках движения.
* на этом этапе, в силу изменения характера движений, ученик должен начать чувствовать не расход, а накопление энергии во время тренировок. И в йоге, при выполнении асан, и в ТБИ при соблюдении принципа открытия-закрытия происходит движение тела в пространстве, между двумя крайними положениями, без «залипания» в конечных точках. Подобный принцип движения и является энергонакапливающим.
3. Вбирание-выпускание. Этап овладения намерением.
На этом этапе адепт взаимодействует с энергией оппонента. Достаточно хорошо этот процесс можно наблюдать в демонстрации техник Айкидо Морихеем Уэсибой.
Философские принципы айкидо хорошо отображают ощущения адепта.
«Кто овладеет тайной аики-до во Вселенной и в себе самом, тот может сказать о себе: „Вселенная — это я"... Вот почему, когда противник пытается меня атаковать, он сталкивается с самой Вселенной, гармонию которой он должен нарушать. Однако уже в тот миг, когда он только решился помериться со мной силой, он уже побежден» М.Уэсиба
*на этом этапе адепт не разделяет энергию на «свою» и «не-свою» поэтому говорить о расходе или накоплении бессмысленно.
10/4/2024, 10:56 автор lunfeng
» Тактика и психология противостояния враждебной группе
19/12/2022, 09:30 автор lunfeng
» 36 песен багуачжан
2/11/2022, 18:02 автор lunfeng
» Раскрытие, выстраивание и работа тела в ушу
9/1/2019, 12:43 автор foad
» Репортажи военных корреспондентов
24/9/2018, 15:02 автор lunfeng
» Штампы о БИ и около
6/9/2018, 10:48 автор Лекарь
» Споры о песнях багуа
5/9/2018, 15:41 автор х.з.
» База прото-контэн и ее сравнительный анализ с системой Тойквай :)
31/8/2018, 12:34 автор lunfeng
» Ки Бон Суль - базовые броски хапкидо от Ю Па Сита
30/8/2018, 04:17 автор Лекарь