TOYAKWAI

Международная многостилевая ассоциация боевых искусств приглашает всех на сайт toyakwai.ru к обмену опытом и информацией по направлениям: каратэ, рукопашный бой, борьба, самбо, дзюдо, бокс, кикбоксинг, тэквондо, касабо, восточные единоборства, ушу.


    36 песен багуачжан

    avatar
    lunfeng
    Модератор
    Модератор

    Сообщения : 694
    Опыт : 763
    Дата регистрации : 2009-02-22
    Возраст : 43
    Откуда : Брянск

    36 песен багуачжан - Страница 2 Empty Re: 36 песен багуачжан

    Сообщение  lunfeng в 26/9/2018, 09:59

    foad пишет: не все показалось логичным
    А можешь ткнуть носом в нестыковки, па-брацки? Мне ж тоже надо над собой работать - учитывать вкусы почтеннейшей публики Laughing .
    foad пишет: Возник вопрос - оставил ли Дун Хайчуань ученикам в помощь какую-нибудь книжку или трактат?
    Да вот нет - не оставил же. Судя по имеющимся "Житиям почтенного Дуна" - ему самому грамоте учиться некогда было, среди первых учеников - тоже сплошь простые люди. Поэтому все наставления передавались устно, "Песни" - тому характерный пример, наиболее известный. А первой книгой по багуачжан была та самая книга Сунь Лутана "Багуацюань сюэ", 1916-го года издания. А сами "Песни", например, в записанном виде вообще были изданы только в 1986 году, когда в Китае "бум ушу" вовсю бушевал.
    avatar
    foad
    новичок
    новичок

    Сообщения : 25
    Опыт : 25
    Дата регистрации : 2018-09-05

    36 песен багуачжан - Страница 2 Empty Re: 36 песен багуачжан

    Сообщение  foad в 26/9/2018, 13:44

    lunfeng пишет:А можешь ткнуть носом в нестыковки, па-брацки? Мне ж тоже надо над собой работать - учитывать вкусы почтеннейшей публики  Laughing .
    надо подумать и сформулировать, может я чего-то не догнал Smile Smile вообще-то мне понравилась статья Smile
    lunfeng пишет:
    Да вот нет - не оставил же. Судя по имеющимся "Житиям почтенного Дуна" - ему самому грамоте учиться некогда было, среди первых учеников - тоже сплошь простые люди. Поэтому все наставления передавались устно, "Песни" - тому характерный пример, наиболее известный. А первой книгой по багуачжан была та самая книга Сунь Лутана "Багуацюань сюэ", 1916-го года издания. А сами "Песни", например, в записанном виде вообще были изданы только в 1986 году, когда в Китае "бум ушу" вовсю бушевал.
    понятно.
    В "пакуа журнале" вычитал, что (по словам одного из учеников) в основе багуа Дуна ХЧ лежали его навыки шуайцзяо. Что думаешь по этому поводу, это "сова на глобусе"? с одной стороны, при тренировке учи-коми вполне юзаются шаги по квадрату; с другой -- при борьбе в одежде многое решает плотный захват, что не приветствуется особо у ребят в ифу по понятным причинам Smile , оттого сваливания рулят, судя по видосам.
    ... к слову на фейсбуке есть группа из Киева вроде -- они выкладывают видео всякое в нириальном количестве, то что на торрентах было, с кит.инета --все про багуа; и статьи пишут(или переводят) порой любопытные.
    https://www.facebook.com/groups/baguamen/?ref=group_header
    avatar
    lunfeng
    Модератор
    Модератор

    Сообщения : 694
    Опыт : 763
    Дата регистрации : 2009-02-22
    Возраст : 43
    Откуда : Брянск

    36 песен багуачжан - Страница 2 Empty Re: 36 песен багуачжан

    Сообщение  lunfeng в 26/9/2018, 14:50

    foad пишет: надо подумать и сформулировать, может я чего-то не догнал Smile Smile
    Не-не, мне как раз "первый взгляд" более интересен - что именно сразу в глаза бросается. Если напишешь замечания - буду благодарен.
    foad пишет:  в основе багуа Дуна ХЧ лежали его навыки шуайцзяо. Что думаешь по этому поводу, это "сова на глобусе"? с одной стороны, при тренировке учи-коми вполне юзаются шаги по квадрату; с другой -- при борьбе в одежде многое решает плотный захват, что не приветствуется особо у ребят в ифу по понятным причинам Smile , оттого сваливания рулят, судя по видосам.
    А, блин - это уже продолжение статьи надо выкладывать. Там как раз про то пишу, что бгч - это апгрейд, который может ложиться, хм, практически на что угодно. И окончание статьи как раз про это: "Является ли 46-я из «48 песен багуачжан» аксиомой, которая категорически запрещает бойцу делать захваты? Опять-таки – нет! Один из двух старших учеников Дуна Хайчуаня, Чэн Тинхуа – был борцом. Один из мастеров Лянши багуачжан, Чжао Даюань – прекрасно владеет циньна. Багуачжан ведь, как уже было сказано, стиль-апгрейд – и «апгрейдить», как показывает практика, можно всё, что угодно – борьбу, циньна (бокс и муай-тай, подозреваю, тоже можно). Если человек умеет классно бороться, или применять болевые приемы, или умело драться локтями в клинче – конечно же, он не должен отказываться от этого. Преимущества нужно использовать, от недостатков следует избавляться".
    По поводу одежды и плотного захвата. В шёлковых пижамах китайцы, в общем-то, только на показухах красуются (другое дело, что сейчас у многих из них как раз показухами всё и ограничивается). Мы когда в Пекине за шмотками ездили - помимо шёлковых, там и ХБ были, гораздо более плотные и прочные. А старая домотканина, говорят, и того круче была. Так что было там место для плотного захвата, думаю. А сваливания в багуа рулят (рулили, точнее) именно по тактическим причинам - вязнуть нельзя было, на ходу свалил - и дальше побежал.  
    foad пишет: ... к слову на фейсбуке есть группа из Киева вроде -- они выкладывают видео всякое в нириальном количестве, то что на торрентах было, с кит.инета --все про багуа; и статьи пишут(или переводят) порой любопытные.
    https://www.facebook.com/groups/baguamen/?ref=group_header
    Ага - киевляне. Они молодцы. А я вот не очень - в последние годы (видать, от китайских практик) узость взгляда выработалась - кругозор не расширяю нифига Sad , зарываюсь, блин, в свою противотанковую траншею Sad
    avatar
    lunfeng
    Модератор
    Модератор

    Сообщения : 694
    Опыт : 763
    Дата регистрации : 2009-02-22
    Возраст : 43
    Откуда : Брянск

    36 песен багуачжан - Страница 2 Empty Re: 36 песен багуачжан

    Сообщение  lunfeng в 28/9/2018, 14:15

    Быстро подоспело окончание статьи: http://www.toyakwai.ru/dalnyaya-distantsiya-v-bagua-chast-3.html
    avatar
    lunfeng
    Модератор
    Модератор

    Сообщения : 694
    Опыт : 763
    Дата регистрации : 2009-02-22
    Возраст : 43
    Откуда : Брянск

    36 песен багуачжан - Страница 2 Empty Re: 36 песен багуачжан

    Сообщение  lunfeng в 2/10/2018, 12:53

    Ну, вот: статью для сайта написали, опубликовали. В очередной раз убедились, что люди в подавляющем большинстве перестали читать. Можно петь дальше Laughing .
    Помнится, я обещал Киму (a.k.a х.з.) примеры полезности таннибу для целей прикладухи. Как я уже написал ранее – «полного перечня эффектов и бонусов от таннибу» не существует, да он был бы и вреден – ибо не способствует развитию думалки-допиралки, так важной в ушу. У каждого человека эффекты от таннибу проявляются по-своему, и не по порядку. Однако ж, какие-то примеры привести нужно, для определенного понимания процесса.
    Итак, что нам даёт таннибу? Начнем с постоянного подкручивания бёдер к центру круга. Что оно даёт, зачем оно нужно? Один из наших хороших знакомых, Сергей Паршаков, в своё время пережил период интереса к авторским системам и китайским боевым искусствам. Выводы его были малоутешительными. В частности, он говорил о том, что нигде в российских секциях ушу он не увидел фланговой работы, о которой так много пишется в книгах и статьях. Так вот: таннибу – это как раз выход на фланговую работу. Корпус и, соответственно, руки у нас постоянно развернуты к противнику, контролируют центральную линию, а ноги – мимо бегут.
    Далее. Что полезного даёт таннибу для прикладной работы ног? В книгах по багуачжан обычно принято писать о том, что, мол, «в ногах содержится пять основных усилий». По поводу термина «усилие» я уже выше писал – а почему именно пять? Не четыре, не шесть, ни семь? Да всё просто – число хорошее, сакральное. Китайцы вообще всё любят привязывать к хорошим, правильным цифрам. «Пять первоэлементов», «восемь триграмм» и т.д. Ну, вот – раз первоэлементов пять, то и «усилий» в ногах тоже будет пять. Хотя, конечно, различных сил при ходьбе в ногах возникает гораздо больше (я, навскидку, могу назвать штук восемь) – а потому в разных школах багуачжан «набор из пяти усилий» может быть разным. Наиболее часто встречаются следующие:
    - дэн («толчок»);
    - мо («трение»);
    - ти («пинок»);
    - тань («проскальзывание» или «щупание»);
    - цай (малопонятное «раздавливание», а на самом деле - упирание, упор).
    Имеют ли эти вещи какое-либо прикладное значение? Или они и вправду «только для цыгуна»?
    Про мо-трение я уже писал – это постановка навыка держать колени сведёнными, чтобы противнику сложнее было пробить стопой в пах.
    Дэн-толчок. «Толчок» в данном случае, это не «ты его ногой толкнул – а он от этого упал». Имеется в виду работа стопой от опоры. Помните Высоцкого? «Пусть у них толчковая – левая. А моя толчковая – пра-ва-я!». Вот – о таком толчке идёт речь. Думаю, доказывать важность прикладной роли отталкивания от опоры особого смысла нет – это очевидно. Это и основа быстрого сокращения дистанции для входа в противника, это основа нокаутирующего удара рукой. Чем лучше у нас натренирован «дэн» - тем лучше мы владеем дистанцией, тем мощнее наши удары.
    Ти-пинок. Помните известную поговорку, «Каждый удар – это шаг, каждый шаг – это удар»? Вот, таннибу – это как раз очень хорошее упражнение для естественного встраивания ударов ногами в движение. Захотели – ударили, захотели – просто шагнули, в рамках одной и той же двигательной программы.
    Тань-проскальзывание. Как правило, эту вещь трактуют как «проскальзывание стопы вперёд, как будто скользишь по грязи», а ее прикладное применение – как «удлинение шага для удлинения удара рукой». Может быть, оно и так – но меня учили немного по-другому. Когда человек идёт по грязи, то его цель – не скользить, а наоборот – ставить ногу так, чтобы не поскользнуться. Так вот – «тань» учит не елозить по полу, а ставить стопу на землю плотно и аккуратно, и так же аккуратно переносить на нее вес. Учитывая, что сила «тань» возникает непосредственно после силы «ти» - «проскальзывание» нужно для того, чтобы не плюхать ногу на землю после удара ногой – иначе высекут подсечкой нафиг.
    Цай-упор. Как я уже сказал, "раздавливание" - очень неудачный перевод. Сразу возникает впечатление, что цай нужен затем, чтобы тараканов давить. На самом деле – это просто стопорящее движение носком, чтобы не проваливаться вперед, и чтобы противник не смог нас выдернуть захватом и рывком.
    Если вкратце – то всё. Если немного поразмышлять над написанным – то, думаю, можно понять, почему таннибу – это именно учебное упражнение, и почему его нельзя «хакнуть», то есть по-быстренькому «расшифровать» и начать применять в спаррингах и драках. Все перечисленные вещи – отталкивание от опоры, сведение коленей, удары ногами на шагах, постановка стопы на опору, упор носком – требуют длительной отработки. Простое знание, что таннибу даёт то-то и то-то – это хорошо, но мало. Это знание необходимо переводить в умение, и далее – в навык. Только тогда от этого упражнения будет конкретная польза.
    avatar
    foad
    новичок
    новичок

    Сообщения : 25
    Опыт : 25
    Дата регистрации : 2018-09-05

    36 песен багуачжан - Страница 2 Empty Re: 36 песен багуачжан

    Сообщение  foad в 2/10/2018, 14:03

    lunfeng пишет:Ну, вот: статью для сайта написали, опубликовали. В очередной раз убедились, что люди в подавляющем большинстве перестали читать.
    я все прочитал, понравилось Smile
    lunfeng пишет:примеры полезности таннибу для целей прикладухи
    интересно получилось
    lunfeng пишет:цай (малопонятное «раздавливание», а на самом деле - упирание, упор).
    термины они такие термины...есть такое мнение:
    Цай --"как будто давишь пяткой яйцо(куриное)".цай и ден обеспечивают правильный перенос веса с ноги на ногу, "давишь яйцо(куриное) -- тяни другую ногу из болота(грязи)" . это я не для спора, естественно  Very Happy
    avatar
    lunfeng
    Модератор
    Модератор

    Сообщения : 694
    Опыт : 763
    Дата регистрации : 2009-02-22
    Возраст : 43
    Откуда : Брянск

    36 песен багуачжан - Страница 2 Empty Re: 36 песен багуачжан

    Сообщение  lunfeng в 2/10/2018, 14:17

    foad пишет: Цай --"как будто давишь пяткой яйцо(куриное)".
    О как! Не, у нас акцент именно на носок делают. А вот "тянуть вторую ногу из болота" - это прям родное!
    Кажется, пришла пора делить тему - сделаю отдельную про работу тела в ушу.
    Вот: http://toyakwai.forum2x2.ru/t175-topic#4591 "Раскрытие, выстраивание и работа тела в ушу"
    avatar
    foad
    новичок
    новичок

    Сообщения : 25
    Опыт : 25
    Дата регистрации : 2018-09-05

    36 песен багуачжан - Страница 2 Empty Re: 36 песен багуачжан

    Сообщение  foad в 2/10/2018, 15:34

    lunfeng пишет:Не, у нас акцент именно на носок делают.
    Для себя определил цай, как усилие при втыкании сломаной лыжи в снег и выковыривании куска снега Smile детские ассоциации Smile
    avatar
    lunfeng
    Модератор
    Модератор

    Сообщения : 694
    Опыт : 763
    Дата регистрации : 2009-02-22
    Возраст : 43
    Откуда : Брянск

    36 песен багуачжан - Страница 2 Empty Re: 36 песен багуачжан

    Сообщение  lunfeng в 12/11/2018, 11:59

    foad пишет: (сейчас в отпуске, есть время на хобби Smile )
    Я вот тоже в отпуске побывал но что-то с хобби не особо сложилось, особенно с писаниной Very Happy . Придётся в рабочее время наверстывать.
    Итак, наконец, всё-таки - Песнь третья.

    Внутренней ногой прямо шагай.
    Идешь вперед - словно большой жернов толкаешь.
    Колени согни, поясницей и стопами ноги крути.
    Смотри во все стороны, баланс не теряй.

    1. "Внутренняя нога шагает прямо". Это очень важное требование. Принято считать, что багуачжан - это "стиль, в котором непрерывно вращаются" (об этом распространенном штампе я уже писал). Вращение тела, естественно, обеспечивается работой ног - начиная от ступней, когда одна стопа шагает носком наружу, в вторая заворачивается носком внутрь (такая пара шагов называется байбу-коубу). Вследствие этого сформировалось мнение, что при ходьбе по кругу в багуачжан также используются именно эти два шага - внутренняя нога шагает носком наружу (байбу), внешняя - носком внутрь (коубу). Так вот: это неправильно. Шаг внутренней ногой - это обычный человеческий шаг, при котором нога шагает носком вперед, и колено сгибается естественным образом - вперед и вниз. Если при ходьбе по кругу носок внешней стопы разворачивать наружу - то неизбежно начнутся косяки в работе колена: грубо говоря, человек начнет ходить внутренней частью колена вперёд. При системной, длительной ходьбе по кругу (обычное китайское требование - это минимум полчаса-час ежедневных упражнений) колени неизбежно начнут деформироваться и разрушаться. Поэтому - никаких "байбу" при выполнении таннибу: стопа внутренней ноги ставится только прямо, колено внутренней ноги сгибается только естественным образом.
    2. Но если шагать прямо - как же тогда получится круг? А круг получится за счет работы стопы внешней ноги, носок которой заворачивается внутрь: это действительно шаг коубу. За счёт такой работы ног (внутренняя стопа - прямо, внешняя стопа - внутрь) практикующий действительно начинает напоминать человека, вращающего жернов. Вот только не надо говорить, что, мол, багуачжан - это стиль для неграмотных крестьян. Многие великие герои крутили жернов - те же Конан или Волкодав. Так что реально багуачжан - это стиль великих воинов Very Happy .
    Ну и, конечно же, сразу возникает вопрос - а нельзя ли соорудить на приусадебном участке большой жернов, и приспособить его для отработки таннибу? Ответ: можно - но особого смысла это не имеет. Дело в том, что для ног реальное толкание ворота никаких бонусов не даёт, а в руках при такой работе нарабатывается одна-единственная сила - пэн-толкание. Это хорошо, но одним толканием в бою жив не будешь. Поэтому, как однажды выразился мой старший братец: "тренажёр Конана - не есть гуд: один упражнений - один цзир! Лучше много работы с разным оружием - сразу много цзир!". Сказано не совсем по-русски - но, думаю, смысл понятен Very Happy.
    avatar
    lunfeng
    Модератор
    Модератор

    Сообщения : 694
    Опыт : 763
    Дата регистрации : 2009-02-22
    Возраст : 43
    Откуда : Брянск

    36 песен багуачжан - Страница 2 Empty Re: 36 песен багуачжан

    Сообщение  lunfeng в 16/11/2018, 10:51

    3. «Колени согни». Тут, думаю, всё понятно. Во-первых, согнутые колени повышают нашу устойчивость, обеспечивают сохранение баланса (смотри окончание песни). Если кто-то из читателей еще не обзавёлся личным авто, и продолжает ездить на общественном транспорте – прекрасно знает, что когда троллейбус преодолевает выбоины и колдобины на наших русских дорогах – то для того, чтобы не упасть – прежде всего надо согнуть колени и опустить вниз центр тяжести. Во-вторых, сгибание коленей – это неотъемлемый элемент подседания, одного из четырех уже известных нам способов вложения тела в удар (подробнее о способах вложения тела читаем здесь: http://toyakwai.forum2x2.ru/t49-topic ). Способом усиления удара является также и обратное движение, то есть разгибание коленей (которое, разумеется, невозможно без предварительного их сгибания). Существует такая народная боксёрская поговорка: «Боксёр бьёт ногами». Это не означает, что боксёр в бою будет активно раздавать лоукики и пендали. Это означает, что сила удара зарождается в ногах. Раз уж речь зашла о боксе – рекомендую посмотреть небольшой ролик от Алексея Львовича Фролова «Несколько слов о советской школе бокса»: https://www.youtube.com/watch?v=kJvXo9EDKdY . Начиная с 2.00, там как раз кратко рассказывается о работе тела-ног в боксе – очень интересно послушать.
    4. «Поясницей и стопами ноги крути». Вот это штука интересная: обычно принято говорить, что всеми движениями тела управляет поясница. Хотя, на мой взгляд, это грубый косяк перевода: движением рулит никакая не поясница, а таз, тазовая область, включая и кости таза, и окружающие таз мышцы, в том числе ягодичные (по-простому – жопу; есть еще одна боксёрская поговорка, на сей раз украинская, когда-то озвученная Владимиром Скичко: «Биты трэба сракою»), ну и возлюбленный ушуистами «нижний даньтянь» туда включается, куда ж без него. Так вот – мало того, что движениями ног (то есть голеней, коленей и бёдер) сверху рулит таз, так еще и снизу ноги движутся-крутятся за счет активной работы стоп. Чтобы не растекаться мыслью по древу – вот еще один ролик от Алексея Фролова: https://www.youtube.com/watch?v=xvHCZuVnDRw – работа стоп, и ног, и таза там хорошо видна.
    avatar
    lunfeng
    Модератор
    Модератор

    Сообщения : 694
    Опыт : 763
    Дата регистрации : 2009-02-22
    Возраст : 43
    Откуда : Брянск

    36 песен багуачжан - Страница 2 Empty Re: 36 песен багуачжан

    Сообщение  lunfeng в 11/12/2018, 11:04

    4. «Смотри во все стороны». Еще один важный и интересный момент – поскольку рекомендация «смотреть во все стороны» на первый взгляд противоречит первой песне, в которой, как мы помним, сказано «глаза сосредоточенно смотрят в пасть тигра». Тем более, что сосредоточение взгляда в одной точке существенно усиливают «медитативные эффекты» - в том числе знаменитый багуашный глюк, когда «деревья за тобой гонятся»  Laughing . Поэтому некоторые "адепты" весьма склонны к излишней концентрации взгляда, и зацикливанию на ней.
    Тем не менее, мы прекрасно понимаем, что в драке (особенно, еще раз напомню, в массовой драке) концентрация взгляда может привести к серьезным неприятностям:  сосредоточишься на одном – тут же прилетит от второго и третьего. Поэтому третья песня однозначно говорит о важности периферийного зрения, и контроля максимально возможного пространства вокруг бойца. Поэтому – смотрим во все стороны сразу. Встречается вариант перевода песни, в котором сказано «смотреть на три стороны» - то   есть, как минимум, контролировать взглядом центральную линию, а также пространство слева и справа (пространство сзади без открытия «третьего глаза», увы, контролировать будет затруднительно). Но «три направления» - это всё-таки маловато, потому что в определенных условиях вражина может выползти из подвала, или спрыгнуть сверху. Поэтому – смотрим ВО ВСЕ стороны.
    5. «Баланс не теряй». Вот такая короткая рекомендация, без каких-либо подробностей. Вроде бы, требование удержания равновесия, баланса является очевидным – поэтому начинающие часто не дочитывают третью песню до конца, торопясь перейти к более интересным вещам. Тем не менее, надо помнить, что баланс – один из краеугольных камней любого боевого искусства: его отсутствие не позволяет, как правило, ни нанести удар, ни провести бросок, ни эффективно защититься от атаки. Поэтому одно из основных правил парной работы в ушу гласит: «свой баланс сохраняй и поддерживай, чужой – любыми способами разрушай».
    А для того, чтобы уметь эффективно сохранять баланс в любых ситуациях – его нужно целенаправленно натренировывать. Во-первых, потому, что чувство равновесия у разных людей развито в разной степени – все мы знаем, один с детства всегда твердо стоит на ногах, второй – падает на ровном месте. Во-вторых, уличные ситуации очень часто связаны со всякими неприятными обстоятельствами, осложняющими удержание равновесия – гололед, грязь, состояние алкогольного опьянения. Про ухудшение чувства равновесия после первого же хорошего прилёта в нашу многострадальную голову вражеского кулака я уже молчу – это само собой разумеется. Так что – всемерно тренируем вестибулярку.    
    Third song is over.
    avatar
    lunfeng
    Модератор
    Модератор

    Сообщения : 694
    Опыт : 763
    Дата регистрации : 2009-02-22
    Возраст : 43
    Откуда : Брянск

    36 песен багуачжан - Страница 2 Empty Re: 36 песен багуачжан

    Сообщение  lunfeng в 24/4/2019, 19:04

    foad, продолжающий активно конструктивить на сайте Вадима Игнатова на темы раскрытия и выстраивания тела, вконец застыдил меня, так сказать, личным примером. Поэтому:

    Однобоко действовать – банально и предсказуемо.
    Умеешь крутиться туда-сюда – это уже интереснее.
    Меняй правое – левым, а левое – правым.
    Свободно-легко входи, уходи, вновь возвращайся.


    Ранние переводы «Песен…» наводили читателей на мысль, что в четвёртой песне речь идет о перемещениях, об искусстве манёвра. «Ходить в одной позе в одну сторону - ничего удивительного, без усилия вертеться влево и вправо - вот что нужно» - такой вариант перевода привычно рисует образ бойца багуачжан, «обходящего противника по кругу».
    На самом деле, «однобоко действовать» - это, прежде всего, о том, что у подавляющего большинства людей, практикующих боевые искусства, одна рука (ну и, соответственно, нога) развита лучше, чем другая. Все мы прекрасно знаем, что боксёры делятся на «правшей» (наиболее часто встречающийся вариант) и «левшей» (эти более редки, в силу чего считаются «неудобными противниками»). Соответственно, мы привыкаем «затачивать» и свою боевую стойку, и вообще всю технику под более сильную руку (ногу).
    С точки зрения принципа достаточности – это нормально, этого вполне хватает для того, чтобы успешно решать задачи и на ринге, и на улице. Но, как мы уже писали в статье «Дальняя дистанция», багуачжан – это стиль-апгрейд, то есть способ пойти немного дальше базовых, наиболее распространенных и общеизвестных вариантов. Конкретно в четвёртой песне речь идёт об умении одинаково эффективно владеть и правой, и левой рукой, свободно работать как в лево- так и в правосторонней стойке. «Меняй правое – левым, а левое – правым» - как раз об этом.
    Зачем это нужно? В той же статье про дальнюю дистанцию мы попытались сформулировать основную идею багуачжан как стиля-апгрейда: «Багуачжан – это работа вооруженного против группы».
    В обоюдном вооруженном бою умение одинаково владеть обеими руками обусловлено широким распространением (в т.ч. в ассоциации Тойквай) тактического принципа, предусматривающего сначала выведение из строя вооруженной руки противника, а затем уже атаку головы-корпуса. Соответственно, если нам не повезло, и одна рука у нас оказалась повреждена – перехватываем оружие второй рукой. И чем более свободно мы ею владеем – тем больше наши дальнейшие шансы на успех.
    В групповом бою аналогичное «обоеручное» умение востребовано по той причине, что один из противников (а то и не один) может зайти к нам с «неудобной» стороны – а лишний маневр, (то есть поворот к нему «сильной стороной») может привести к потере драгоценного времени и, в конечном итоге, оказаться фатальным.
    Ну а теперь – по поводу манёвра. Имеет ли смысл трактовать текст четвертой песни в контексте умений легко и свободно перемещаться, в том числе менять направление движения? Да, безусловно. Собственно, об этом прямо сказано в последней строчке песни: «Свободно-легко входи, уходи, вновь возвращайся».
    Обратите внимание, что речь о ходьбе по кругу вообще не идёт. Ткнул одного – тут же ушел, ткнул другого – ушел от того, вернулся к первому: это гораздо больше похоже на челнок, или на маятник.
    Кстати, о маятнике. Еще раз вспомним книгу Владимира Богомолова «Момент истины», а именно знаменитое описание задержания «волкодавом» Евгением Таманцевым вооруженного немецкого диверсанта: «Чтобы затруднить ему прицеливание, я непрерывно «качал маятник»: пританцовывал левым плечом вперед, рывками перемещая корпус из стороны в сторону и все время передвигаясь и сам, – нечто похожее, только попроще, проделывает боксер на ринге».
    Видите? «Перемещая корпус из стороны в сторону». Очевидно же, что поступательно движущуюся в одном направлении мишень («идущую в одной позе в одну сторону») легко выцелить, и легко поразить. Легко попасть на стрельбище по тарелке, имеющей заранее обусловленную траекторию полета. Сравнительно легко попасть на охоте по взлетающей с воды утке. А вот достать выстрелом непрерывно петляющего зайца будет уже сложнее.
    Естественно, мы никоим образом не рассматриваем багуачжан как искусство противостоять противнику, вооруженному огнестрельным оружием. Но идею постоянного маневра со сменой направления движения нужно держать в голове постоянно.
    А сейчас давайте немного расслабимся, снизим накал серьёзности – и пофантазируем на тему «обхода противника по кругу» Laughing . Возможно ли вообще применение таких вариантов в бою? Пусть не в групповом, а в ситуации один на один (ведь даже багуашники не всегда обязаны драться против толпы, не правда ли? Laughing)?
    Как показывает милый нашим сердцам Ютьюб – да, такие варианты вполне возможны. В качестве примера давайте посмотрим недавний выпуск «Боевых ботаников» с участием Дениса Черевичника, «10 особенностей и фишек испанской ножевой школы»: https://www.youtube.com/watch?v=nkUk5Uq9lug . На 04.58 мин. ролика Д.Черевичник прямым текстом заявляет, что в старой испанской школе фехтования всегда было круговое движение. А на 06.03 мин. рассказывает, что очень важно было уметь ходить в любом направлении, менять направление движения. Параллельно идет практически дословная, буквальная видеоиллюстрация (со шпагой и с ножом) к рассматриваемой нами 4-й из 36 песен. Буквально несколько секунд спустя – еще одно заявление: «Ни в одной аутентичной школе никогда не держали нож только в одной руке. Человек, который не умел спокойно и комфортно держать нож в любой руке – считался неполноценным бойцом. Поэтому всегда развивали обе руки».
    Ну, как вам? Короче, спёрли китайцы «Ла Дестрезу» у благородных испанских грандов. Наш дражайший ZhuBaJe пошутил когда-то, что имя таинственного даоса Би Чэнся, учителя Дуна Хайчуаня – это просто китайское прочтение хорошо известного нам латинского имени «Виченцо», и был тот Виченцо вовсе не даос, а коварный падре-иезуит. Как говорится, в каждой шутке есть доля шутки Laughing .
    Но «испанская ножевая школа» - это ведь тоже традиционное боевое искусство, которое, как и ушу an mass, также могло утратить свою боевую эффективность? А обходят ли противника по кругу нынешние законодатели в мире моды реального боя – боксёры и бойцы смешанных стилей? Да вполне: смотрим видео уже знакомого нам Алексея Львовича Фролова: https://www.youtube.com/watch?v=pCLLDUpJuMw – так называемая «тройка с закручиванием», уклон и обход противника по полукругу с одновременной серийной атакой.
    Но у Фролова перемещение идёт приставным шагом – никаких вращений. А можно ли перемещаться по кругу, при этом «крутясь» или «вращаясь», как это было буквально сказано в ранних переводах четвёртой песни?
    А почему бы и нет? Вот видео-разбор перемещений, активно используемых боксерами Александром Усиком и Василием Ломаченко: https://www.youtube.com/watch?v=sT4X0qzBGnQ . Это как раз схема ухода с линии атаки вращением, которая легко может быть реализована на уже известных нам «фирменных» шагах багуачжан – байбу и коубу.
    Вот так-то: пока спортсмены продолжают активно использовать техники традиционных боевых искусств – традики продолжают активно спорить о «чистоте линий передачи».
    На этой невесёлой спортивной ноте я и заканчиваю комментарии к 4-й из 36 песен багуачжан Laughing .

    Спонсируемый контент

    36 песен багуачжан - Страница 2 Empty Re: 36 песен багуачжан

    Сообщение  Спонсируемый контент


      Текущее время 22/7/2019, 17:13