Ладно, про принципы после побалакаем (c), когда (и если) дойдем до соответствующей главы
. А сейчас перейдем ко второй главе, которая называется «О школах и школьниках».
В начале Юрич дает там свою трактовку деления школ боевых искусств на внешние и внутренние:
«Школы боевых искусств принято разделять на «внешние» и «внутренние». Это разделение более глубоко и многопланово, чем полагают многие европейские и американские специалисты - например, Р.Хаберзетцер - считающий деление на «внешние» и «внутренние» школы аналогичным делению на «жесткие» и «мягкие». Однако дзю-до - «путь гибкости» и дзю-дзюцу - «искусство гибкости» - типичные «внешние» школы, а син-и-цюань, при выполнении комплексов которого трясутся стены и о животы адептов которого профессиональные бойцы ломают себе руки - тем не менее всеми признанный «внутренний» стиль.
Основой разделения школ служат различные методы с сознанием ученика: характерной чертой «внешних» можно считать создание своеобразной суровой «обучающей среды»: «внешнего» дисциплинарного каркаса, искусственно формирующего пригодную к выживанию в экстремальных ситуациях личность; «внутренние» же школы ставят перед собой цель раскрытия «истинной природы» конкретного человека, воспитание в нем самом определенных жизненных установок, что делает невозможным существование каких-либо конкретных рекомендаций по методике подготовки или ведения боя, за исключением основоопределяющих моментов - «пять первоэлементов» син-и-цюань; «восемнадцать форм ладони» ба-гуа- чжан; «тринадцать принципов» тайцзи-цюань».
Что тут хотелось бы сказать? Ну, во-первых, вышеупомянутая классификация в целом оказалась фейком. Как мы уже знаем, «внутренние школы ушу» оказались всего лишь «тусовкой», компанией пекинских мастеров тайцзицюань, багуачжан и синъицюань конца 19 – начала 20 века, которые договорились сотрудничать между собой, и не обучать чужаков (вот потому и «внутренние» - оттого, что «закрытые»).
Приведу один, уже многим известный, пример: по классификации «внешний – внутренний» такой стиль, как тунбэйцюань, относится к внешним стилям. Почему так? Ведь реально тунбэй – один из старейших стилей китайского ушу (А.Бутор зовет такие стили «корневыми»). Так почему же мастера тунбэй, за сотни лет существования стиля, так и не смогли развить «внутреннюю составляющую»?
А кто сказал, что не смогли? Очень правдоподобную версию того, почему тунбэй – не «внутренний» стиль, предложил на старом контэн-форуме Чжу Бацзе: «Если бы Лю Дэкуан со товарищи не разругался с тунбэйцами, мы бы сейчас взахлеб читали аж о 4-х «внутренних стилях».
Вот так-то. Тунбэйцев попросту не пустили в тусовку – вот потому тунбэй так и остался «внешним».
А реально все старые стили ушу (на Бодунах такие модно называть «олдскульными») включают в себя как внутреннюю, так и внешнюю работу. В тунбэе и пигуа есть нэйгун, в багуа и тайцзи есть вполне «внешние» методы практики - работа с 50-килограммовыми каменными шарами, 4,5-метровыми шестами, жесткая парная работа и т.д.
На что еще мне хотелось бы обратить внимание в вышеприведенном отрывке? Юрич очень точно подметил важность создания «обучающей среды». Важна она и для тех стилей, которые считаются «внешними», и для тех, которые «внутренние». Папа Хэм (Ernest Miller Hemingway), сказавший «Человек один быть не может», был мудрым человеком. Я не могу сказать, что заниматься самостоятельно нельзя вообще. Можно – но очень тяжело. При условии наличия «обучающей среды» прогресс идет в разы быстрее.
К сожалению, в наше время создать такую «обучающую среду» достаточно сложно. Вот что говорил сам ЮЮ в нашем с ним интервью, состоявшемся в начале 1998-го года:
«Создать обучающую среду в наше время практически невозможно. Обучающая среда должна быть закрытой – то есть человек не должен иметь возможности уйти, даже если ему что-то не нравится, или если ему надоело. Если человек приходит ко мне два-три раза в неделю на два часа – а на выходе из зала напрочь забывает то, чем только что занимался, и идет по своим делам – я научить его не смогу. Например, все мы знаем, что создав сильное давление, из графита можно сделать алмаз. Я могу давить – но графит при этом будет расползаться в разные стороны, потому что у этого цилиндра нет стенок».
К чести Юрича, нужно сказать, что в те далекие времена он действительно старался создать школу. К сожалению, не получилось – и сейчас он перешел к «заочной форме обучения».
Ну и еще одна вещь из отрывка – утверждение о невозможности существования во «внутренних школах» каких-либо конкретных рекомендаций по методике подготовки или ведения боя. Да нет, почему же – как оказалось, там есть стройная и непротиворечивая методика (другое дело, что на начальном этапе ее приходится буквально «выцарапывать», и потом самостоятельно сводить маленькие фрагментики в единое целое. Ну – тем интереснее учиться).
А вот по поводу «основоопределяющих моментов" - , т.е. что такое «пять первоэлементов» син-и-цюань; «восемнадцать форм ладони» ба-гуа- чжан; «тринадцать принципов» тайцзи-цюань» - хотелось бы услышать комментарии присутствующих на форуме представителей традиционных китайских боевых искусств
.
10/4/2024, 10:56 автор lunfeng
» Тактика и психология противостояния враждебной группе
19/12/2022, 09:30 автор lunfeng
» 36 песен багуачжан
2/11/2022, 18:02 автор lunfeng
» Раскрытие, выстраивание и работа тела в ушу
9/1/2019, 12:43 автор foad
» Репортажи военных корреспондентов
24/9/2018, 15:02 автор lunfeng
» Штампы о БИ и около
6/9/2018, 10:48 автор Лекарь
» Споры о песнях багуа
5/9/2018, 15:41 автор х.з.
» База прото-контэн и ее сравнительный анализ с системой Тойквай :)
31/8/2018, 12:34 автор lunfeng
» Ки Бон Суль - базовые броски хапкидо от Ю Па Сита
30/8/2018, 04:17 автор Лекарь