По теме бросков в каратэ очень мало источников. Большая часть носит обзорный характер и не снабжена иллюстрациями, другая часть наоборот снабжена иллюстрациями при отсутствии написания, но это не всегда делает понятным каким образом выполнен бросок и как он был подготовлен. Дошло до того, что многие каратэки кричат, что в каратэ нет и не было бросков. И, в общем, меня не удивляет изумление любителей ММА когда они узнают, что Лиото Мачида каратэка, да и еще и занимался с детства Сетокан каратэ.
Фунакоси Гитин (Funakoshi Gichin), сын Томинокоси Гису (Tominokоshi Gisu), писал:
«В сравнении с дзюдзюцу – «мягким искусством» — каратэ – искусство, сочетающее «жесткость» (го) и «мягкость» (дзю). Поэтому, хотя в каратэ применение бросков (нагэ-вадза) или сваливаний (таорэ-вадза) и не является основной целью, применение «мягких» приемов в сочетании с «жесткими» является особым пластом этого искусства, ведь «жесткость» существует только тогда, когда существует «мягкость». Бесспорно, есть своя прелесть и в способности умело и к месту и ко времени применять «мягкие» и «жесткие» приемы, учитывая силовые возможности противника.» (Фунакоси Гитин (Funakoshi Gichin) «Рюкю кэмпо каратэ» («Ryukyu Kempo Karate») 1922 г. Перевод А. Горбылева, специально для Тойквай).
Мы решили остановиться на материалах Фунакоси Гитина, как пропагандисте окинавского каратэ, не столько в связи с полнотой описанных им бросков, сколько из-за возможности проследить хронологически некие изменения произошедшие с момента попадания окинавского каратэ в Японию и его последующая трансформация.
Мы рассмотрим три книги Гитина Гисувича Фунакоси:
1. «Рюкю кэмпо каратэ» («Ryukyu Kempo Karate») 1922 г.
2. «Рэнтан госин каратэ-дзюцу» («Rentan Goshin Toudi Jutsu») 1926 г.
3. «Каратэ-до кёхан» (Karate-do Kyohan») 1935 г.
Интересно отметить, что в книгах 1922 и 1926 года в названии иероглифы 唐手 («каратэ») еще пишутся как «Танская рука»,
а в книге 1935 – как 空手 «Пустая рука».
Второй интересный момент это то, что количество бросков, их названия и собственно сами броски разнятся.
«Рюкю кэмпо каратэ» («Ryukyu Kempo Karate») 1922 г. 8 бросков:
1. Нэдзири-таоси –捻倒
2. Кусарива – 鎖環
3. Тани-отоси – 谷落
4. Яри-дама – 槍玉
5. Тимба-таоси – ⻊皮倒
6. Куби-ва – 頸環
7. Удэ-таоси – 腕倒
8. Нодо-осаэ – 咽抑
«Рэнтан госин каратэ-дзюцу» «Rentan Goshin Toudi Jutsu» 1926г., всего 6 бросков:
1. Нэдзири-таоси — 捻倒
2. Кусарива — 鎖環
3. Тани-отоси — 谷落
4. Яри-дама — 槍玉
5. Куби-ва — 頸環
6. Нодо-осаэ — 咽抑
Зато в «Каратэ-до кёхан» (Karate-do Kyohan») 1935 г. аж 9 бросков:
1. Бебу-таоси — 屏風倒
2. Кома Нагэ — 独楽投
3. Куби-ва — 首輪
4. Катава-гурума — 片輪車
5. Цубамэ-гаеси — 燕 返
6. Яри-дама — 槍玉
7. Тани-отоси — 谷落
8. Удэ-ва — 環輪
9. Гияку-тсучи — 逆槌
Уже на первый взгляд видим, что какие-то названия повторяются, а какие-то новые. И если вы заметили в списке закономерность, то спешу вас разочаровать. Дело в том, что некоторые приемы изменили свое название (как и само «Кара-тэ»), а некоторые названия остались неизменными, но изменилась техника броска, вернее это совершенно новый бросок.
Дадим слово Гитину Гисувичу для объяснения этого феномена:
«У каждого броска может быть и три, и четыре варианта, но я не будут подробно рассказывать обо всех них, предоставив изучающим каратэ самостоятельно рассмотреть эти варианты и ограничившись здесь только отдельными примерами.» (Фунакоси Гитин (Funakoshi Gichin) «Рюкю кэмпо каратэ» («Ryukyu Kempo Karate») 1922 г. Перевод А. Горбылева, специально для Тойквай).
Мы обязательно рассмотрим варианты в следующих статьях, а сейчас хотелось бы отметить, что броски разнообразны не только по названиям, но и по тактике и принципах применения. Некоторые из них… мягко говоря покажутся неоднозначными, а для подготовленного борца и вовсе наивными, но автор этот момент очень даже осознавал: «Эффективность применения броска зависит от многих обстоятельств. Возьмем, к примеру, такой прием, как тани-отоси – «сброс в долину». При большом превосходстве бросающего в силе он может запросто провести этот бросок, заставив противника потерять равновесие, но если противник не уступает бросающему в силе или даже превосходит его, то бросок оказывается практически невозможно выполнить, и все попытки провести его разбиваются о защиту противника.» (Фунакоси Гитин (Funakoshi Gichin) «Рюкю кэмпо каратэ» («Ryukyu Kempo Karate») 1922 г. Перевод А. Горбылева, специально для Тойквай).
С точки зрения тактики проявляется закономерность ведения боя в каратэ. В отличии от борцовских стилей, где основное оружие броски, в каратэ основным оружием является атэми, удары, а броски выполняют вспомогательную функцию на малой дистанции, когда для удара нет возможности. «При этом все броски в каратэ выполняются как контратакующие действия (укэтэ), среди них нет ни одного броска, который применялся бы в качестве атакующего действия (сэнтэ). По мере продвижения в освоении техники бросков вам будут открываться всё новые возможности использования приемов противника (тэ) для применения собственных приемов защиты (богё-но тэ). Поэтому, хотя вы и не будете в состоянии бросать противников как ни попадя, если вы досконально освоите классические стандартные варианты бросков (ката), вы сможете эффективно защищаться от нападений с любой стороны, применяя к месту и ко времени броски, которые естественным образом будут согласоваться с ключевыми принципами (хо) бросковой техники.» (Фунакоси Гитин (Funakoshi Gichin) «Рюкю кэмпо каратэ» («Ryukyu Kempo Karate») 1922 г. Перевод А. Горбылева, специально для Тойквай).
Итак, теперь сами броски из книги «Рюкю кэмпо каратэ» («Ryukyu Kempo Karate») 1922 г.(описание и фото). Описание ведется от имени самого Фунакоси.
http://www.toyakwai.ru/broskovaya-tehnika-karate-chast-1.html
Фунакоси Гитин (Funakoshi Gichin), сын Томинокоси Гису (Tominokоshi Gisu), писал:
«В сравнении с дзюдзюцу – «мягким искусством» — каратэ – искусство, сочетающее «жесткость» (го) и «мягкость» (дзю). Поэтому, хотя в каратэ применение бросков (нагэ-вадза) или сваливаний (таорэ-вадза) и не является основной целью, применение «мягких» приемов в сочетании с «жесткими» является особым пластом этого искусства, ведь «жесткость» существует только тогда, когда существует «мягкость». Бесспорно, есть своя прелесть и в способности умело и к месту и ко времени применять «мягкие» и «жесткие» приемы, учитывая силовые возможности противника.» (Фунакоси Гитин (Funakoshi Gichin) «Рюкю кэмпо каратэ» («Ryukyu Kempo Karate») 1922 г. Перевод А. Горбылева, специально для Тойквай).
Мы решили остановиться на материалах Фунакоси Гитина, как пропагандисте окинавского каратэ, не столько в связи с полнотой описанных им бросков, сколько из-за возможности проследить хронологически некие изменения произошедшие с момента попадания окинавского каратэ в Японию и его последующая трансформация.
Мы рассмотрим три книги Гитина Гисувича Фунакоси:
1. «Рюкю кэмпо каратэ» («Ryukyu Kempo Karate») 1922 г.
2. «Рэнтан госин каратэ-дзюцу» («Rentan Goshin Toudi Jutsu») 1926 г.
3. «Каратэ-до кёхан» (Karate-do Kyohan») 1935 г.
Интересно отметить, что в книгах 1922 и 1926 года в названии иероглифы 唐手 («каратэ») еще пишутся как «Танская рука»,
а в книге 1935 – как 空手 «Пустая рука».
Второй интересный момент это то, что количество бросков, их названия и собственно сами броски разнятся.
«Рюкю кэмпо каратэ» («Ryukyu Kempo Karate») 1922 г. 8 бросков:
1. Нэдзири-таоси –捻倒
2. Кусарива – 鎖環
3. Тани-отоси – 谷落
4. Яри-дама – 槍玉
5. Тимба-таоси – ⻊皮倒
6. Куби-ва – 頸環
7. Удэ-таоси – 腕倒
8. Нодо-осаэ – 咽抑
«Рэнтан госин каратэ-дзюцу» «Rentan Goshin Toudi Jutsu» 1926г., всего 6 бросков:
1. Нэдзири-таоси — 捻倒
2. Кусарива — 鎖環
3. Тани-отоси — 谷落
4. Яри-дама — 槍玉
5. Куби-ва — 頸環
6. Нодо-осаэ — 咽抑
Зато в «Каратэ-до кёхан» (Karate-do Kyohan») 1935 г. аж 9 бросков:
1. Бебу-таоси — 屏風倒
2. Кома Нагэ — 独楽投
3. Куби-ва — 首輪
4. Катава-гурума — 片輪車
5. Цубамэ-гаеси — 燕 返
6. Яри-дама — 槍玉
7. Тани-отоси — 谷落
8. Удэ-ва — 環輪
9. Гияку-тсучи — 逆槌
Уже на первый взгляд видим, что какие-то названия повторяются, а какие-то новые. И если вы заметили в списке закономерность, то спешу вас разочаровать. Дело в том, что некоторые приемы изменили свое название (как и само «Кара-тэ»), а некоторые названия остались неизменными, но изменилась техника броска, вернее это совершенно новый бросок.
Дадим слово Гитину Гисувичу для объяснения этого феномена:
«У каждого броска может быть и три, и четыре варианта, но я не будут подробно рассказывать обо всех них, предоставив изучающим каратэ самостоятельно рассмотреть эти варианты и ограничившись здесь только отдельными примерами.» (Фунакоси Гитин (Funakoshi Gichin) «Рюкю кэмпо каратэ» («Ryukyu Kempo Karate») 1922 г. Перевод А. Горбылева, специально для Тойквай).
Мы обязательно рассмотрим варианты в следующих статьях, а сейчас хотелось бы отметить, что броски разнообразны не только по названиям, но и по тактике и принципах применения. Некоторые из них… мягко говоря покажутся неоднозначными, а для подготовленного борца и вовсе наивными, но автор этот момент очень даже осознавал: «Эффективность применения броска зависит от многих обстоятельств. Возьмем, к примеру, такой прием, как тани-отоси – «сброс в долину». При большом превосходстве бросающего в силе он может запросто провести этот бросок, заставив противника потерять равновесие, но если противник не уступает бросающему в силе или даже превосходит его, то бросок оказывается практически невозможно выполнить, и все попытки провести его разбиваются о защиту противника.» (Фунакоси Гитин (Funakoshi Gichin) «Рюкю кэмпо каратэ» («Ryukyu Kempo Karate») 1922 г. Перевод А. Горбылева, специально для Тойквай).
С точки зрения тактики проявляется закономерность ведения боя в каратэ. В отличии от борцовских стилей, где основное оружие броски, в каратэ основным оружием является атэми, удары, а броски выполняют вспомогательную функцию на малой дистанции, когда для удара нет возможности. «При этом все броски в каратэ выполняются как контратакующие действия (укэтэ), среди них нет ни одного броска, который применялся бы в качестве атакующего действия (сэнтэ). По мере продвижения в освоении техники бросков вам будут открываться всё новые возможности использования приемов противника (тэ) для применения собственных приемов защиты (богё-но тэ). Поэтому, хотя вы и не будете в состоянии бросать противников как ни попадя, если вы досконально освоите классические стандартные варианты бросков (ката), вы сможете эффективно защищаться от нападений с любой стороны, применяя к месту и ко времени броски, которые естественным образом будут согласоваться с ключевыми принципами (хо) бросковой техники.» (Фунакоси Гитин (Funakoshi Gichin) «Рюкю кэмпо каратэ» («Ryukyu Kempo Karate») 1922 г. Перевод А. Горбылева, специально для Тойквай).
Итак, теперь сами броски из книги «Рюкю кэмпо каратэ» («Ryukyu Kempo Karate») 1922 г.(описание и фото). Описание ведется от имени самого Фунакоси.
http://www.toyakwai.ru/broskovaya-tehnika-karate-chast-1.html
10/4/2024, 10:56 автор lunfeng
» Тактика и психология противостояния враждебной группе
19/12/2022, 09:30 автор lunfeng
» 36 песен багуачжан
2/11/2022, 18:02 автор lunfeng
» Раскрытие, выстраивание и работа тела в ушу
9/1/2019, 12:43 автор foad
» Репортажи военных корреспондентов
24/9/2018, 15:02 автор lunfeng
» Штампы о БИ и около
6/9/2018, 10:48 автор Лекарь
» Споры о песнях багуа
5/9/2018, 15:41 автор х.з.
» База прото-контэн и ее сравнительный анализ с системой Тойквай :)
31/8/2018, 12:34 автор lunfeng
» Ки Бон Суль - базовые броски хапкидо от Ю Па Сита
30/8/2018, 04:17 автор Лекарь