TOYAKWAI

Международная многостилевая ассоциация боевых искусств приглашает всех на сайт toyakwai.ru к обмену опытом и информацией по направлениям: каратэ, рукопашный бой, борьба, самбо, дзюдо, бокс, кикбоксинг, тэквондо, касабо, восточные единоборства, ушу.

Последние темы

Партнеры

Создать форум


    36 песен багуачжан

    Поделиться

    lunfeng
    Модератор
    Модератор

    Сообщения : 640
    Опыт : 707
    Дата регистрации : 2009-02-22
    Возраст : 42
    Откуда : Брянск

    36 песен багуачжан

    Сообщение  lunfeng в 21/7/2018, 11:54

    «36 песен» (Саньшилю гэ цзюэ) и «48 методов» (Сышиба фа цзюэ) - это наиболее известные традиционные тексты стиля багуачжан. По легенде, они были созданы основателем багуачжан Дуном Хайчуанем, и далее передавались из поколения в поколение, сначала в изустной, а затем и в письменной форме. Учителя багуачжан рассказывают, что в песнях содержится практически вся теория стиля.
    Почему была выбрана именно форма песен (точнее, «рифмованных наставлений»)?
    Во-первых, напомню, что Дун Хайчуань учился, бился и преподавал в XIX веке (родился он, по разным данным, либо в 1797, либо в 1813 году, а умер в 1882). Как и для Российской Империи, так и для Китая того времени была характерна массовая неграмотность. Сунь Лутан написал самую первую книгу по багуачжан не потому, что он был самым крутым бойцом, а потому что умел писать. То есть карманные справочники были для большинства бойцов бесполезны – поэтому теорию приходилось заучивать наизусть. А для надёжного запоминания лучше всего подходят стихи и песни.
    Во-вторых, чем еще хороши стихи? Тем, что их можно с выражением декламировать вслух (ну или проговаривать про себя) в любом месте в любое время. Так или иначе, мы постоянно о чём-то думаем – в последнее время, например, всё больше о пенсионной реформе (это и называют «внутренним монологом» или «внутренним диалогом», который, вроде как, надо останавливать). Ну так почему бы вместо тяжких раздумий о пенсионной реформе не подекламировать песни? Пользы уж точно будет больше.
    Зачем я вообще взялся за эту тему?
    Ну, во-первых, меня в очередной раз задолбало то, что некоторые люди, изучив багуачжан по роликам на youtube, смело берутся за преподавание «эффективного прикладного багуа» (как правило, пропихивая под этим брендом свои собственные продукты).
    Беда в том, что при этом они «с негодованием отметают» традиционные упражнения, рвутся «искать боевое применение» ходьбы по кругу, а по поводу большей части теории, содержащейся в «Песнях» заявляют, что «это всё нужно только для цыгуна».
    Но так ли это? Безусловно, «для цыгуна» это всё тоже нужно – потому что большинство стилей традиционных китайских боевых искусств представляют собой комплексные системы, в которых гармонично сочетаются боевые и оздоровительные моменты. Однако, по моему мнению, именно поэтому ВСЯ «песенная теория» непосредственно касается и «прикладухи» тоже. Об этом я и хочу поговорить.
    И вторая причина: «независимые наблюдатели» (например, известный нам КоТ) обращают внимание на то, что «Песни» имеют ряд недостатков. Например, содержащаяся в них теория изложена крайне непоследовательно: всё начинается с требований к телу, потом песни перескакивают на тактику, только потом – на технику, потом вдруг опять перепрыгивают не работу тела… Это действительно так. Но я допускаю, что это сделано умышленно – для того, чтобы «читатели» (то есть, «певцы» и «декламаторы») подошли к «Песням» вдумчиво, разложили их на элементы, подумали над внутренними связями, и затем собрали бы их обратно, как паззл, в нужном порядке. Вот и мне всё это нужно для того, чтобы, излагая на (бумаге, экране?) свое нынешнее понимание «Песен», еще раз подумать, осмыслить содержащуюся в них информацию. А если это пригодится кому-то еще – что ж, буду только рад.
    В качестве исходника буду использовать обобщенный перевод «Песен» по списку учителя Ли Цзымина, направлением которого я и занимаюсь.
    Вступление закончено. Переходим к основной части.


    Последний раз редактировалось: lunfeng (6/8/2018, 07:59), всего редактировалось 2 раз(а)

    lunfeng
    Модератор
    Модератор

    Сообщения : 640
    Опыт : 707
    Дата регистрации : 2009-02-22
    Возраст : 42
    Откуда : Брянск

    Re: 36 песен багуачжан

    Сообщение  lunfeng в 21/7/2018, 12:22

    Итак, Песнь первая.

    Грудь пустая, макушка подвешена, таз опущен вниз.
    Бедра подкручены, колени соприкасаются, пальцы хватают землю.
    Плечи-локти опущены, передняя ладонь толкает вперед.
    Глаза сосредоточенно смотрят в пасть тигра.


    Первая песня содержит в себе требования к телу, необходимые для практики багуачжан. Имеют ли они конкретный прикладной смысл? Давайте посмотрим.
    1. «Грудь пустая». Грудь следует чуть втянуть, плечи подать чуть вперед – тем самым мы уменьшаем «площадь поражения» передней части корпуса.
    2. «Макушка подвешена». Зачем? С детства нас учат идти по жизни гордо, с высоко поднятой головой и мужественно выдвинутым вперёд подбородком. Тем самым подбородком, который так любят выцеливать наши друзья-боксёры. Если в таком «гордом» положении провести через тело человека воображаемую вертикальную ось – то она пройдет через точку, расположенную примерно посередине между линией роста волос и макушкой. Если же мы попробуем сделать так, чтобы воображаемая ось прошла через макушку, то что получится? Голова слегка наклонится вперед, взгляд будет чуть исподлобья, шея действительно вытянется-расправится, а главное - подбородок чуть втянется и опустится, прикрывая горло. Пояснять прикладную важность двух последних вещей, думаю, излишне.
    3. «Таз опущен вниз». Речь идёт об опускании центра тяжести для достижения большей устойчивости. Пояснять значение устойчивости в бою также полагаю излишним.
    4. «Бёдра подкручены». Тоже не особо сложно. Чуть скрученные внутрь бёдра – это азы правильной боевой позиции где угодно, в боксе, каратэ и т.д.
    5. «Колени соприкасаются». А это еще зачем? А затем, что в драке (или непосредственно перед ней) при виде расставленных ног возникает очень сильное желание ударить их обладателя хлёстом в пах, хоть эта техника и является неконвенционной. Колени же, сведенные вместе (это не означает «судорожно сжатые»!) затрудняют подобную атаку. Именно поэтому одним из наиболее используемых (и оригинальных) ударов ногами в багуачжан является «дяньтуй» - длинный линейный прямой удар носком ноги (обутой, как правило – иначе легко травмировать пальцы… хотя, вон, каратисты так голой ногой доски ломают). «Дянь» переводится как «точка» - то есть, это именно резкий, точный удар по конкретной небольшой мишени, рассчитанный на то, что колени у противника будут прикрывать пах. Используя молодежный сленг времен моей молодости, можно назвать этот удар «Нога – в точку!» (ну или «Нога-пуля» - если вспомнить популярный фильм тех же времен: «А я буду «Пуля», потому что – в цель» (с) ).
    Продолжение следует...


    Последний раз редактировалось: lunfeng (6/8/2018, 08:01), всего редактировалось 2 раз(а)

    lunfeng
    Модератор
    Модератор

    Сообщения : 640
    Опыт : 707
    Дата регистрации : 2009-02-22
    Возраст : 42
    Откуда : Брянск

    Re: 36 песен багуачжан

    Сообщение  lunfeng в 21/7/2018, 19:29

    6. «Пальцы хватают землю». Для выполнения этого требования необходимо: а) разуться; б) некоторое время не стричь ногти на ногах — это позволит надёжнее хвататься за землю. Если ногти начнут заворачиваться книзу — ничего страшного, так даже лучше: самые страшные когти — это крючковатые когти рысей и сов, из них не вырвешься.
    Шучу. На самом деле речь идет всего лишь о повышении «коэффициента полезного действия» (он же — КПД) стопы за счет увеличения степеней свободы и включения в движение суставов пальцев ног и мелких мышц ступней. Отечественные ушуисты любят использовать термин «оживить стопы». Мне этот термин никогда не нравился: что значит «оживить»? А разве они уже умерли? И теперь их нужно омыть живой водой? Так ведь она — не самый доступный товар на нашем рынке... В общем, как я уже сказал, речь идёт о дополнительной проработке стоп с целью повысить устойчивость наших позиций и перемещений. В качестве аналогии вспомним братьев наших меньших — обезьян, которые одинаково успешно держат бананы хоть руками, хоть ногами. Догнать обезьян по качеству двигательных характеристик мы, конечно, не сможем — но эффект будет.
    7. «Плечи опущены». Поднятые плечи, как правило, ведут к перенапряжению и закрепощению мышц плеча и спины (которые в этом случае нельзя качественно вложить в удар) и к сковыванию дыхания. Поэтому плечи следует опустить и расслабить. С мест, конечно же, могут поинтересоваться — а как это стыкуется с техникой бокса, где принято подниманием плеча защищаться от ударов? Да нормально всё стыкуется. Расслабленное плечо можно быстро, элегантно поднять — и так же опустить. Увидел летящий кулак — прикрылся, и опять опустил.
    8. «Локти опущены». Локти не только опущены и расслаблены, но еще и «подвешены» - они не касаются корпуса, они «парят» на небольшом расстоянии от тела (чтобы мощный удар противника не вмял наш локоть в наши же рёбра — бывает и такое).
    9. «Передняя ладонь толкает вперед». Представим себе, что ладонью как будто толкаем что-то вперёд, мягко, сильно и упруго - это и будет то, что нужно. Передняя рука при этом выпрямлена (ну, чуть согнута в локте, конечно же).
    10. «Глаза сосредоточенно смотрят в пасть тигра». Это, конечно же, неправильно. В схватке с тигром следует смотреть не в пасть, а в район его солнечного сплетения. Остальные же части тигра при этом необходимо контролировать периферийным зрением.
    Опять шучу. «Пасть тигра» или по-китайски «Ху коу» - это округлое место между большим и указательным пальцами вытянутой вперед ладони. Речь здесь идёт даже не столько о направлении взгляда, сколько о его качественных характеристиках — смотрим зорко, внимательно, уверенно. Образ «пасти тигра» нам не особо близок — есть образ получше. Какой? Ну конечно же - «Смотреть на мир через прицел»!


    Последний раз редактировалось: lunfeng (6/8/2018, 08:01), всего редактировалось 1 раз(а)

    lunfeng
    Модератор
    Модератор

    Сообщения : 640
    Опыт : 707
    Дата регистрации : 2009-02-22
    Возраст : 42
    Откуда : Брянск

    Re: 36 песен багуачжан

    Сообщение  lunfeng в 27/7/2018, 11:20

    Песнь вторая.

    Согни задний локоть, прикрой им сердце,
    Ладонь поверни и опусти вниз.
    Пальцы стреми к переднему локтю, руки словно что-то обнимают.
    Передняя и задняя руки составляют единое целое.


    Во второй песне завершается изложение требований к положению рук. О передней руке уже был разговор в первой песне – теперь давайте посмотрим, что сказано про заднюю руку.
    Итак: «Задний локоть согни, прикрой им сердце, ладонь поверни, вниз опусти, пальцы стреми к переднему локтю». Требования звучат для нас несколько непривычно. Почему? Ну, во-первых вызывает вопросы положение ладони задней руки. Почему ее нужно держать у локтя передней руки? Ведь кисть задней руки должна прикрывать подбородок – даже детям известно, что именно удары в голову являются основной причиной нокаутов. Да, мы знаем о том, что удар кулаком в сердце может, в принципе, привести к нарушениям сердечного ритма, сердечным спазмам и даже остановке сердца. Но кто может с ходу назвать поединок в боксе или ММА, когда бойца вырубили ударом в грудь? Я, например, затрудняюсь. А вот видео нокаутов от удара в голову – да пожалуйста, ютьюб ломится!
    Второй странный момент: сердце можно прикрыть только локтем левой руки. Нет, конечно, можно попробовать сделать это и правым локтем – но выглядеть это будет, как минимум, смешно. Получается, что в багуа используется правосторонняя стойка (правая рука впереди, левая сзади). Неужели багуа – стиль исключительно для левшей?
    Как объяснить эти неувязки? Может быть, попробовать сделать это с точки зрения приоритетов защиты? Итак, в багуачжан предлагается всемерно защищать сердце. Анатомическое плечо и локоть левой руки прикрывает сердце, левая ладонь обращена вниз и также контролирует возможную атаку снизу в сердце. Но почему именно сердце? В каких ситуациях угроза атаки сердца становится опаснее атаки в голову? Увы, мне вспоминаются разве что романы Александра Дюма, «Три мушкетера» с продолжениями. «Атос первый убил своего противника; он нанес ему лишь один удар, но, как он и предупреждал, этот удар оказался смертельным: шпага пронзила сердце». Ударом шпаги в сердце д'Артаньян убивает своего старого врага Рошфора. Ударом кинжала в сердце сын миледи Винтер убивает Лилльского палача.  
    Но «Три мушкетера» - это же старьё, XVII век. Архаика. А что, поновее ничего не найдется?
    Ах, да – есть еще культовый фильм под названием «A Grande Arte» или «Высокое искусство», 1991 года. Мастер боя на ножах Гермес, в исполнении Чеки Карио, наставляет недотёпистого фотографа: «Самое идеальное место для удара - сердце. Мгновенная потеря сознания, смерть через несколько секунд. Ты должен знать, как защищать эти зоны».
    Правосторонняя стойка, защита сердца, шпаги, кинжалы, ножи… как странно… неужели багуачжан – это… Да ну нафиг! Кто сказал «фехтовальная система»? Кто услышал «нож или стилет»? Кто всерьёз верит в старую сказку про то, как Чэн Тинхуа, вооруженный двумя ножами, принял свой последний бой против интервентов?
    Ерунда всё это! Послышалось вам, и показалось. Багуачжан – это стиль для левшей, в котором учат бить ладонями.

    lunfeng
    Модератор
    Модератор

    Сообщения : 640
    Опыт : 707
    Дата регистрации : 2009-02-22
    Возраст : 42
    Откуда : Брянск

    Re: 36 песен багуачжан

    Сообщение  lunfeng в 6/8/2018, 08:19

    NB (Nota bene – в переводе с латинского означает «На заметку»).
    Немного обобщим информацию о положении рук в нашей позиции. Итак: правая рука выпрямлена, ладонь контролирует центральную линию на уровне головы. Ладонь левой руки контролирует центральную линию на уровне солнечного сплетения. Локти прикрывают тело слева и справа. Итого: мы имеем прочную и упругую структуру, которую в ушу называют «треугольником», а некоторые коллеги зовут «ледоколом». В сочетании с выполнением прочих требований к телу мы получаем позицию, которую КоТ обозвал «средневзвешенной стойкой, практически на 80% лишенной уязвимости из-за неподвижного положения тела и рук, и на 20% - из-за среднего положения, в динамике способного минимумом движений защитить максимум тела». О плюсах и минусах такой позиции поговорим немного позднее.

    lunfeng
    Модератор
    Модератор

    Сообщения : 640
    Опыт : 707
    Дата регистрации : 2009-02-22
    Возраст : 42
    Откуда : Брянск

    Re: 36 песен багуачжан

    Сообщение  lunfeng в 9/8/2018, 13:59

    Возвращаемся ко второй песне.
    «Руки словно что-то обнимают». Вот это уже вещь интересная.
    Обнимать – это естественное предназначение человеческих рук. Мужчина обнимает свою женщину, женщина обнимает своего ребенка. Но каким образом это может пригодиться в боевых искусствах?
    Для понимания этого нам нужно обратиться к очень часто употребляемому (я бы даже сказал – весьма потасканному) в книгах по ушу и на профильных форумах термину «цзинь» (или транскрипционно более верному «цзир»). «Цзир» издавна и традиционно переводится как «усилие». Усилие – это то, что придает движениям любого стиля ушу боевую эффективность (я бы даже сказал – немыслимую, фантастическую боевую эффективность). Усилие противопоставляют так называемой «грубой силе» («чжуо ли»). Усилие – это уже даже не волшебная таблетка, это – фетиш. Свидетели Святого Цзира, противопоставляя себя грубым и примитивным боксерам и каратистам, утверждали, что «в ушу не учатся наносить удары и ставить блоки – в ушу изучают способы зарождения, генерации, передачи и сброса усилий».  
    Со временем, правда, выяснилось, что поиски цзира в большинстве известных случаев заканчивались довольно однообразно – как правило, искатели получали от грубого драчуна грубой силой в пятачину, после чего либо уходили в бокс, либо приходили к выводу, что «еще мало тренировались» и продолжали шлифовать («кирпич» - зачёркнуто) своё выдающееся боевое мастерство. Самые сообразительные искатели после этого принялись всячески уклоняться от проверки своих уникальных знаний, умений и навыков, заявляя, что «любой поединок по правилам предполагает ограничения – а это противоречит самой идее ушу как Боевого Искусства».  
    Одним словом, понятие «цзир» на сегодняшний весьма серьезно дискредитировано – и лично я не стал бы браться за его реабилитацию (настолько там всё запущено). Поэтому я хочу предложить лишь некоторую «информацию к размышлению», которая, возможно, чем-то поможет моим читателям разобраться в вопросе.
    Прежде всего, хотелось бы отметить неудачный перевод понятия «цзир» как «усилие». Мне такой термин кажется малопонятным и звучащим чуждо для русскоязычного уха, а один мой знакомый переводчик с китайского – тот вообще заявляет, что единственная ассоциация, которая в данном случае приходит ему на ум – это «усилие для успешного завершения процесса дефекации собаки».
    Поэтому всё-таки будем называть это явление по-нашему, по-джедайски – «Силой». Почему именно так? А для наглядности. Мы же в том самом фильме видели, что «сила» бывает разная: можно рукояткой светового меча по лбу врезать – а можно изящным жестом трёхпалой ладони истребитель из болота вытащить.
    Поскольку «цзир» у нас противопоставляется «грубой силе» - мы можем сделать вывод, что в данном случае речь идет именно о втором варианте: об искусном, мастерском  использовании силы. О «тонкой силе», о «мягкой силе» (популярное в современной политике понятие, не правда ли?), об «изощренной силе». То есть неотъемлемым условием «работы с цзиром» является наличие МАСТЕРСТВА исполнителя. А мастерство, как мы знаем, требует длительной, упорной практики. Иными словами, прежде, чем мы научимся тонко и мягко использовать силу – мы должны будем пролить литры пота. И крови. Потому что научиться мастерски драться без парной работы – увы, не получится (о, горе вам, ищущим «цзир» через «медитацию»!). И пока мы не достигнем мастерства – увы, нам придется наносить грубые удары и ставить грубые блоки.
    Кстати, еще одна интересная вещь: несмотря на заявляемое противопоставление «мягкой силы» и «грубой силы» (в пользу первой, конечно же) - суровые китайские мастера никогда не откажутся попросту врезать врагу сзади доской по горбу – если представится такая возможность. То есть, декларации – это одно, а реальность – совершенно другое.
    Вторая интересная вещь: в силу того, что мастерство – это вещь всегда индивидуальная, и глубоко личная, серьёзные люди очень осторожно относятся к формулированию каких-то единых, чётких определений того, что же такое «цзир». Слишком велик там субъективный фактор - как и во всяком искусстве. Из уст таких людей мы можем услышать разве что какие-то (как правило, парадоксальные) описания их личных ощущений.
    Ну, например: «он есть – и его нет», «он тонкий, не грубый – и он мощный, сокрушительный», «он направлен сразу во все стороны – и одновременно никуда».
    Непонятно? Да вообще голову сломать можно. Китайцы такие китайцы!
    Ну давайте хоть за что-то знакомое попробуем зацепиться. Вот за это, например «он направлен сразу во все стороны – и одновременно никуда».
    Один из людей, у которых я учился (считается авторитетным ссылаться на участников боевых действий и бойцов спецназа – ну так я сошлюсь на мнение бывшего командира отряда специального назначения «Торнадо» УФСИН России по Брянской области), говорил о том, что по мере роста мастерства в багуачжан возникает такое интересное явление, как «объём».
    Что такое «объём»? Вернемся к строчке в нашей песне: «Руки словно что-то обнимают» (ну наконец-то! хоть какая-то конкретика!). Объём – объять – обнять. Представим, что мы стоим в воде (в тёплой морской воде!!!), примерно до уровня солнечного сплетения – и обнимаем руками большой, упругий и тяжелый, мяч. Вот прямо всей длиной рук обнимаем, прижимая его к груди. А теперь немного поиграем с ним. Попробуем слегка его притопить – а он станет стремиться вверх. Попробуем вытащить его из воды – а он станет тянуть нас вниз. Сожмем его посильнее – он начнет распирать. Разведём руки в стороны – а он прилип к влажной коже, и не отпускает, тянет к себе. При этом «играем» мы с ним мягко и аккуратно – чтобы не лопнул (вот такая он интересная игрушка, этот мяч – не случайно с ним с удовольствием играли многие достойные люди, начиная с девочки Тани, и заканчивая Джетом Ли в фильме «Мастер тай-чи»).
    Потом выходим на берег – и воспроизводим те же самые движения, но уже без мяча. Со стороны кажется, что стоим неподвижно – а внутри кипит работа.  Вот примерно с этого и начинается тренировка объёмного движения и объёмной силы. В результате таких упражнений в наших руках постепенно формируется навык лёгкой, свободной, быстрой работы в любую сторону: ударить вперед, рвануть назад, отбить влево, отбить вправо, прижать вниз, подбить вверх (и, конечно же, провернуться вокруг своей оси – любое движение багуачжан включает в себя скручивание, оборачивание, ввинчивание, переворачивание (нин-го-цзуань-фань).

    lunfeng
    Модератор
    Модератор

    Сообщения : 640
    Опыт : 707
    Дата регистрации : 2009-02-22
    Возраст : 42
    Откуда : Брянск

    Re: 36 песен багуачжан

    Сообщение  lunfeng в 11/8/2018, 17:02

    РЕЗНЯ ПО-МАКЕДОНСКИ.
    У нас осталась последняя строчка: «Передняя и задняя руки составляют единое целое». О чём идет речь?
    Для начала – очередная минутка культурно-просветительского стёба на нашем канале. В китайской литературе есть такое понятие: «Четыре Великих Творения». Это четыре наиболее известных китайских романа:
    1. «Троецарствие» (военно-политическая эпопея).
    2. «Сон в Красном тереме» (бытовой роман).
    3. «Путешествие на Запад» (квест – он и есть квест).
    4. «Речные заводи» (это то, на чём росли мальчишки ХХ века – приключенческий роман. Да еще и с элементами боевых искусств. «Пираты ХХ века» в прозе, короче).
    Одним из героев «Речных заводей» был У Сун – могучий смельчак, мастерски владевший боевыми искусствами. У Сун совершил немало славных подвигов, в том числе голыми руками, и даже – скованными руками: однажды злые стражники заковали его в колодки, но герой всё равно всех побил. В колодках руки его, безусловно, составляли «единое целое».
    …Но к багуачжан такая трактовка вряд ли имеет какое-то отношение. Легенда гласит, что сам Дун Хайчуань называл свой стиль «Чжуан чжан» - «Вращающиеся ладони». А удобно вращать ладонями, если руки закованы в наручники? Не-а, неудобно. Значит, придется искать другое, более правдоподобное объяснение.
    Ладно, шутки в сторону. В контексте первых двух Песен «руки – единое целое», конечно же, означают требования к формированию основной боевой позиции. Итак: правая рука выпрямлена, ладонь контролирует центральную линию на уровне головы. Ладонь левой руки контролирует центральную линию на уровне солнечного сплетения. Локти прикрывают тело слева и справа. Итого: мы имеем прочную и упругую структуру, которую в ушу называют «треугольником», а некоторые коллеги зовут «ледоколом». В сочетании с выполнением прочих требований к телу мы получаем позицию, которую КоТ обозвал «средневзвешенной стойкой, практически на 80% лишенной уязвимости из-за неподвижного положения тела и рук, и на 20% - из-за среднего положения, в динамике способного минимумом движений защитить максимум тела».
    Это что касается статического (точнее, «условно статического» положения рук – с учётом той работы, которая была описана выше, в тексте про «обнимашки»). А если пойти дальше, и проследить реализацию рассматриваемого принципа в динамике?
    В динамике принцип «Руки едины» означает то, что боец должен контролировать обе руки. Что означает «контролировать»? Я бы выделил три основных правила работы рук:
    1. Каждая рука выполняет свою задачу (практически по-Суворовски – «Всяк солдат знай свой манёвр»).
    2. Руки помогают друг другу (такая помощь может выражаться и в усилении, и в балансе-противовесе, и в защито-атаках).
    3. Руки не мешают друг другу.
    Все мы прекрасно знаем часто встречающуюся у начинающих бойцов (да и не только у начинающих, честно скажем) ошибку: «рабочей» у них является только одна рука. В то время, когда «рабочая» рука бьёт или колет – вторая где-то бесконтрольно, безвольно болтается. В лучшем случае такая рука бесполезна, в худшем – вредна.
    (Поэтому, кстати, ушу-показухах, «баоянь» зловредные китайские деды всегда оценивают «наполненность» второй руки: в ней всегда предполагается нож, баклер (тьфу, просто щит!), палка, песок и т.п.).
    Почему, например, на занятиях по самбо в школах милиции при обучении болевым приёмам инструкторы всегда требовали предварительно наносить так называемый «расслабляющий удар»? А всё очень просто: если начать крутить руку противника просто так, без предварительной подготовки – он напряжет руку (а то и наоборот – полностью расслабит), и ничего не получится. А если предварительно дать ему в лоб – то он переключится на ощущения во лбу, а про руку забудет – вот тут её и надо крутить.
    Если «забытой» рукой воспользовался противник – тут всегда можно сказать, что он просто был сильнее, ему повезло и т.д. А вот когда, по причине отсутствия контроля, сам травмируешь свою же руку – вот это уже обидно. В ситуации безоружного поединка всё не особо страшно – ну, сильно ударишь себя по руке, можно и потерпеть. А вот если в руке клинок – можно ведь и себя же и резануть, а если пистолет – то и прострелить.
    В упомянутых уже школах милиции именно поэтому учили вторую руку держать за спиной (или упирать в пояс, или прятать в карман – сейчас-то проще: учат двуручному хвату). А если по пистолету в каждой руке?
    А что, разве из двух пистолетов стреляют? Ну конечно: про это же целая книга написана, «Момент истины» называется! Еще один герой ХХ века, старший лейтенант Евгений Таманцев (боевым умениям которого люто завидовали все мальчишки) только так и стрелял по вражеским агентам – с двух рук. Такой способ ведения огня в книге именуется «Стрельба по-македонски – стрельба на ходу из пистолетов (или револьверов) по движущейся цели». Фактически, плотность стрельбы повышалась вдвое.
    Работа обеими руками на ходу… да не, опять бред… кто сказал «багуа»?
    Тем не менее – да, определенное сходство принципов ведения боя прослеживается (за исключением, конечно, пистолетов и револьверов).
    Я ведь уже упоминал легенду о Чэне Тинхуа, который бился с интервентами двумя мечами? В этой легенде, конечно, всё запутано. Даже если предположить, что это событие имело место в действительности – мы не можем сказать, каким именно оружием работал прадед Чэн. Дело в том, что словом «дао» (刀) обозначают очень большое количество однолезвийных клинков. И кухонный нож – «дао», и здоровенный полутораметровый багуанский меч – тоже «дао». Поэтому легендарный Чэн с одинаковым успехом мог работать и двумя ножами, и двумя мечами, и мечом в правой руке, а ножом – в левой…
    Современные ножевики, кстати, достаточно критично относятся к идее работать одновременно двумя ножами: в ситуации обоюдного (или. Как сейчас модно выражаться, «симметричного») ножевого боя второй клинок скорее ограничивает возможности бойца – нельзя хватать, нельзя нелетально бить. А вот одновременная работа длинным и коротким клинком («эспада», так сказать, и «дага») – это же классика европейского фехтования. И в этом – в использовании одновременно длинного и короткого клинков - китайцы были полностью солидарны со своими испанскими коллегами (не только, конечно, испанскими). Не верите? Посмотрите любое видео или откройте любую книгу по работе с китайским прямым мечом (партийная кличка – «цзянь»). Практически во всех традиционных стилях ушу (не только в багуачжан) при выполнении таолу с цзянем существует требование формировать вторую кисть в положение «пальцы-меч» (указательный и средний пальцы сомкнуты и вытянуты, большой, безымянный и мизинец «собраны в кулак». Нахрена, спрашивается? Да вот как раз для этого: меч или шпага предполагают определенную дистанцию. Если противник «прорывается в клинч» - длинный клинок становится практически бесполезен. И вот тут, на ближней дистанции, врага поджидает неприятный сюрприз в виде короткого клинка (ножа или стилета).
    Но такой манерой багуачжан не ограничивается: существует достаточно большое количество «эксклюзивного», стилевого клинкового оружия – причем все они парные! Не поленитесь, посмотрите их фотографии: «клинки петушиной лапы», «крюки-серпы», «оленьи рога», «клинки утки-мандаринки», «ураган-колёса» - одно другого гадостнее, одно другого пакостнее! Врываясь в толпу, «обоерукий» боец фактически превращается в «ходячую (точнее, бегущую) мясорубку»!
    Помните, я написал, что первоначально стиль Дуна Хайчуаня назывался «вращающимися ладонями»? Попробуйте повращать голыми ладонями? Как ни вращай – один хрен, бить будем или ребром, или основанием. А теперь повращайте ладонями с зажатыми в ними багуанскими бяками? О-о-о! С каждым изящным вращением руки бяка являет всё новые и новые грани своей мерзопакостной сущности!
    …К счастью (вряд ли «к сожалению»), и стрельба по-македонски, и багуашные крюкозябры – всё это уже в прошлом. Пару пистолетов для решения спецзадач успешно заменили пистолеты-пулеметы. Ну а боевое применение клинков багуачжан ушло вместе с эпохой «людей Цзянху» - современные воины используют табельное холодное оружие преимущественно для нарезания сала и колбасы. Поэтому нам они пригодятся разве что в качестве «лёгких гантелек» - для проработки тела, способов приложения силы, ну и для упомянутого контроля обеих рук.
    Тут и песенке конец! А кто слушал – молодец!

    Спонсируемый контент

    Re: 36 песен багуачжан

    Сообщение  Спонсируемый контент


      Текущее время 20/8/2018, 05:09