Рецензия №4. Русский народный фильм «ПутЪ».
В общем, если кто еще не смотрел – читайте, и не говорите потом, что я вас не предупреждал.
Фильм сделан по принципу: «Не всё буржуинам дурацкие фильмы про русских снимать – мы и сами могём». И – смогли!
Сюжет фильма. Опять воспользуюсь аннотацией с обложки. «В центре сюжета – история Алексея, молодого человека эпохи лихих 90-х, когда альтернативой нищенскому существованию были криминал и наркотики. Но вместо колонии Алексей попадает в «Школу самбо», где из трудных подростков делают чемпионов. Эта закалка пригодится Алексею в армии и в спецподразделении по борьбе против международного терроризма и наркомафии».
Еще на той же обложке указано: «Масштабный приключенческий боевик, действие которого происходит не только в самых неожиданных точках земного шара, но и в разные эпохи».
Эпоха № 1. Действие начинается с того, что мы видим некоего узкоглазого человека, выполняющего некие телодвижения. За некими телодвижениями наблюдает стайка неких узкоглазых гопников. Почему пишу «некие»? Да потому что установить их нацпринадлежность не представляется возможным – они не говорят! Самое длинное слово – «эй!». Дальше развитие сюжета таково: малолетние гопники хотят ограбить местный рынок, используя отвлекающий маневр, который должен выполнить главный герой. Суть отвлекающего маневра – открыть клетку, в которой сидит «fucking tiger».
------------------------
Лирическое отступление № 1. «Тiger! Fucking tiger!» - это реплика одного из героев художественного фильма «Apocalipsis now» ("Апокалипсис сейчас"
). Уж не знаю, почему при виде тигра в клетке мне вспомнился этот самый «тайгер» - но «предчувствия его не обману-ули»! Как авторы «Бригады» понавставляли в свою киноповестушку «цельностянутых» кусков из «Godfather», так и авторы «ПутЯ»… впрочем, об этом ниже.
-------------------------
Итак, главный герой выполняет отвлекающий маневр и открывает клетку. Тайгер вырывается и весело бегает по рынку, народ щемится кто куда, малолетние гопники тырят все, что попадается под руку, а одна толстая тетка-торговка падает в обморок. Главный герой останавливается посмотреть на обморочную тетку – вследствие чего его хватают и начинают бить ногами. Спасает главного героя «человек, похожий на Генерального прокурора» (в смысле, бородой он вроде бы похож на Бодхидхарму, а всем остальным – на дядю Ашота из соседней чебуречной). Спасши главного героя, первым делом человек приносит его к Великой Китайской стене, из чего зритель должен наконец понять – действие фильма несомненно происходит в Китае. Обозначивши местонахождение происходящего, Человек-с-бородой уносит главного героя в Шаолинь, где того начинают всячески тренировать и дрючить.…
Тем временем освобожденный тайгер начинает борзеть – то козу задерет, то пацаненка утащит (о том, что это именно тот тайгер – мы можем понять по ошейнику). Возмущенная общественность приходит к Человеку-с-бородой и требует прекратить беспредел. Немного покрутившись в воздухе, борода Человека-с-бородой безошибочно указывает на место обитания тайгера. Поняв это как сигнал к атаке, главный герой идет и убивает тайгера. Голыми, понятное дело, руками. Усталый, но довольный герой, возвращается в Шаолинь и вырезает фигурку Бодхидхармы. Стружки плывут по воде. На экране возникает написанное крупными буквами слово «ПУТЪ».
Камера скользит по: фигурке Бодхидхармы, Историческому музею, фотке главного героя в камуфляже, фотке главного героя без камуфляжа, но зато вместе с Владимиром Владимировичем Путиным, фотке главного героя в самбовке, и, наконец, по самому главному герою, сидящему в шикарном кабинете с видом на Манежную площадь, российским флагом и секретаршей. Из увиденного зритель должен сделать вывод, что жизнь главного героя удалась.
Так мы плавно переходим к Эпохе № 2.Молодой, перспективный политик начинает вспоминать.
Воспоминание первое. Он – малолетний гопник, который в компании таких же малолетних гопников хочет ограбить местный рынок, используя отвлекающий маневр. Главный герой выполняет отвлекающий маневр, народ щемится кто куда, малолетние гопники тырят все, что попадается под руку, а одна толстая тетка-торговка падает в обморок. Главный герой останавливается посмотреть на обморочную тетку… Уй, бля-а!!! Где-то я это уже видел… Отличие от предыдущей сцены – в наличии пистолета Макарова (стрельба из которого и была, собственно, отвлекающим маневром, после чего главный герой нечаянно роняет его в канализацию), милицейского «бобика» и переодевающейся девицы в стрингах (куда ж без нее-то, в «масштабном приключенческом боевике»?). Сразу скажу, что эта «полномасштабная» историческая параллель (путем повтора одной и той же сцены дважды) оказалась, к счастью, последней. Дальнейшие исторические параллели возникают в виде периодических кратковременных глюков в голове главного героя. От избиения ногами главного героя спасает Человек-без-бороды, оказывающийся директором «Школы самбо». В «Школе самбо» главный герой знакомится с другом Димой и его невестой Настей, красавицей, спортсменкой, комсомолкой и художественной гимнасткой. Но темное прошлое не желает отпускать главного героя. Его бывший "бригадир" берет его за хибот и тащит к местному пахану на разбор полетов за утерю табельного оружия. Во время разбора полетов на заднем плане ни к селу ни к городу возникает подруга местного пахана, которая начинает строить главному герою глазки и показывать трусы. По результатам разбора главного героя «подрезают», и тот некоторое время лежит на улице, истекая кровью. Подруга местного пахана спасает главного героя и везет того к подпольному хирургу. После «штопки» главный герой предлагает подруге пахана выйти за него замуж. Та отказывается, объясняя, что она, мол, немая. С разбитым сердцем и подштопанной кожей герой идет на тренировку по самбо (к слову – разбор полетов, подрез, штопка, предложение и тренировка происходят в один и тот же вечер)…
Итак, одна женитьба не удалась. Но «свадебная лихорадка» продолжается: буквально на следующей картинке спортсменка и комсомолка Настя ни с того ни с сего выходит замуж, но не за друга Диму, а за «гражданина Папикяна» (так он потом проходит по милицейской сводке). Красивая сцена: первая брачная ночь, шикарная спальня, свечи, шампанское, черные простыни, белая невеста… В соседней комнате гражданин Папикян достает пакет с веществом, похожим на зубной порошок, и чистит себе ноздри. Смущенная, трепещущая Настя входит к юному 40-летнему мужу – и видит его валяющимся рылом в коксе, в полной нирване. Возмущенная Настя возвращается к другу Диме, в местное казино «Луксор», в котором главный герой работает охранником. Туда же через некоторое время безошибочно подъезжает очухавшийся гражданин Папикян, желающий непременно продолжить удачно начавшуюся брачную ночь. Главный герой, конечно, выкидывает гражданина Папикяна в окно, с сопутствующим переломом шеи – но поздно: тот застреливает друга Диму. Перед смертью Дима успевает взять вину за убийство гражданина Папикяна на себя – и главный герой благополучно попадает не в тюрьму, а в армию, в спортроту…
Воспоминание второе. Спортрота. Лучшим другом главного героя становится чемпион по татарской борьбе кураш (дружба народов – форева!!!). Красавец, спортсмен, комсомолец и прекрасный семьянин. Настолько прекрасный, что накануне международных соревнований сбегает в самоволку – маме позвонить. Обратно наши герои несутся сломя голову – и все равно не успевают, потому что рядом переворачивается автозак, из которого горохом высыпаются злобные полосатые урки. И самый злобный и полосатый из них – это значащийся в главных ролях Николай Валуев.
------------------------------------
Лирическое отступление № 2. Я, честно говоря, думал, что у Валуева там действительно роль – и ждал его появления с любопытством. Потому что его игра в «Каменной башке» меня чем-то зацепила. То есть (полное ИМХО) играть Валуев все-таки может, хоть роли для него подойдут, прямо скажем, специфические. Например, как мне кажется, он вполне мог бы попробовать сыграть чудовище Франкенштейна. Именно в классическом варианте. Я НЕ СТЕБУСЬ!!! Если кто читал книжку Мэри Шелли, тот должен помнить, что монстр Франкенштейна – фигура не зловещая, а трагическая. Когда Франкенштейн оживляет монстра – он улыбается и протягивает руки к своему создателю… ну а уж потом, когда он понимает, что все его боятся и ненавидят, просто потому, что он такой «на лицо ужасный» – вот тогда он собственно в чудовище и превращается…Извините, отвлекся. В общем, роли у Валуева в фильме «ПутЪ» нет. Пару раз показывают его лицо – тогда понятно, что это Валуев, а со спины его и не отличить от других злобно-полосатых. В общем, пригласили его, чтобы написать «В главных ролях - Николай Валуев» на киноафише. И наверно, денег дали. Он и согласился. И правильно сделал.
------------------------------------------
Ну вот. Зэков, конечно, побеждают и запихивают обратно в автозак. Но на соревнования главные герои опаздывают, и победу получает американец, в связи с неявкой соперника на ринг (или как это правильно называется?). Хочу заметить, что фильм снят хорошо, политкорректно. Почти. Глава американской команды – негр. Половина команды – негры. Чемпион – негр. А почему «почти»? Да засняли негра-чемпиона в таком ракурсе, что сразу становится понятно, что имел в виду старик Дарвин. Видя такой исход соревнований, седой русский генерал (играет его Валерий Баринов, хороший актер – вот только с ролями ему не везет) ломает пальцами стакан и рычит, что, мол, всех расформировать и всех в ДШБ. И добавляет еще что-то про уши и про яйца. После этого начальник «центра спецназначения» в исполнении Тактарова предлагает двум старым главным героям и двум новым главным героям (итого – 4 главных героя) альтернативу: дисбат или спецназ (тут я опять не врубился: то ли дисбат и ДШБ – это сейчас одно и то же, то ли хрен его знает). Главные герои почему-то выбирают спецназ и успешно проходят медкомиссию. Звучит мужественная музыка. Поступление в спецназ сопровождается крепкими мужскими рукопожатиями, скупыми мужскими же слезами героев и обильными женскими слезами зрительниц. Непосредственно после этого главный герой Алексей дарит девушке-врачу, заседавшей в медкомиссии, цветы, конфеты и шампанское, после чего вступает с ней в скоротечный половой контакт. Смысловую нагрузку данной сцены я, честно говоря, так и не понял. Вероятно, такой рекламный ход: «Вьюнош! Ходи в армию! Только там ты сможешь купить бабу за веник и бутылку газировки!».
Воспоминание третье. Служба в бригаде «Z». Неискушенные в вопросах боевой подготовки спецназа зрители наконец-то узнают, что ее основой является рукопашный бой. Которому героев обучает Джамал Ажигирей в роли «китайса-усителя Сена» (т.е. китайца-учителя Чена. Не везет Джамалу: все время его пытаются «озвучить»). Дерутся главные герои много и скучно. Еще иногда стреляют. И медитируют. Вроде, всё.Потом начинаются испытания. Весьма, я бы сказал, любопытные. Чемпиона по курашу, например, кладут в гроб и закапывают в землю (типа, нахождение в неподвижности в течение длительного времени). Через 24 часа откапывают. Зрение у него расфокусировано, ноги не держат – но в остальном – нормалёк (фигня в том, что никакого воздуховода в гробу не видать – а без него чемпион отбросил бы в гробу копытца часа через полтора максимум, если не быстрее. Косяк-с, уважаемые аффтары). Ну да ничего. Экзамены сданы успешно – и мы, наконец, узнаём, какая у бригады «Z» миссия. Где-то в Юго-Восточной Азии засел, понимаешь, и не выходит бывший геройский (где-то когда-то вывел из-под огня то ли взвод, то ли целую роту) советский капитан (имя я не разобрал, а погоняло у него – «Тигр»). Стал, понимаешь, «Тигр» главой наркомафии, создал там чуть ли не собственное государство (а вот и он – «Апокаляпсус нау») и оттуда, гад, гонит наркоту по всему миру. Хуже того – завербовал, гад, себе агента в МО РФ, и тот, второй гад, продал ему коды доступа к системе слежения с военных спутников противоракетной обороны. И теперь первый гад щелкает, блин, тумблером – и спутники, пролетая над Юго-Восточной Азией, отключаются нафиг (вообще фильм надо секретить – не дай бог, ЦРУшники посмотрят, и узнают, как все это просто делается). Кроме того, щелчки тумблером, как поясняет нам Самый Главный военный начальник, вполне могут привести к обмену ядерными ударами. Соответственно, бригаде «Z» ставится задача: тигра замочить, крота разоблачить.Непосредственно перед отправлением новоиспеченным диверсантам наконец, показывают, что есть такая пластиковая взрывчатка. Из которой, как из пластилина, можно вылепить всё что угодно: например, гриб-подосиновик. Или подберезовик (смотря в какой цвет шляпку раскрасить)…
…Шоб подбросить пацанов до ЮВА, тупые янки подгоняют ближайший авианосец 6-го Тихоокеанского. Да чё там, не жалко – пацаны ж мир спасать едут. За высадкой героев на борт с интересом наблюдают две американские гёрл (одна черная, другая белая – в пару отбирали), издающие реплики типа «рашен спешел форсиз из куул».Но возможная любовная линия не получает своего продолжения – и герои всю дорогу жрут халявное пиво и режутся в буру прямо посередине взлетно-посадочной полосы.
И вот, наконец, ЮВА. Герои тихо подкрадаются к логову врага. Вылепливают из пластида гриб-подосиновик и ставят его под куст (интересно, растут ли в ЮВА подосиновики?). За сим занятием их обнаруживают враги, и начинается то, к чему всё так долго шло, - то бишь обильная беспорядочная пальба. В ходе пальбы главный герой падает без чувств, и враги уволакивают его в свое логово. Девушка-врач, получив сообщение по телефону, ставит на личном деле главного героя штамп «П-ц при исполнении служебных обязанностей» (к слову сказать, перед началом пальбы нам показывают, как главный гад в очередной раз щелкает тумблером – и вся связь группы с внешним миром обрубается… видно, девушке-врачу сообщили о гибели любимого «телепатограммой»)…
…Но нет, глупо было бы подумать, что на этом все кончено. Главный герой не убит, а просто попал в плен. Двое злобных мафиози начинают пытать его (сверлить ногу дрелью). И тут-то мы, наконец, узнаем, что это такой хытроумный план – попасть в плен, чтобы получить информацию о «кроте» в Министерстве обороны. Хотите узнать, как главный герой получает эту информацию? А очень просто: выходит в астрал и залезает в мозг своего мучителя, где без проблем узнаёт всё необходимое (говорю ж – фильм секретить надо). Это его так уситель Сен наусил. После этого Лёха палачей убивает и бежит к своим друзьям, которые, при поддержке дружественно настроенных слонов, начинают второй этап обильной беспорядочной пальбы. Противников у них не очень много – всего лишь человек 80-100. И те и другие много стреляют. Наши, что характерно, попадают. Не наши, что характерно, нет. Стреляют… стреляют… стреляют… В конечном итоге идиотизм ситуации доходит даже до съемочной группы – и у нашего пулеметчика кончаются патроны. И его даже ранят (в ногу – потому что огнестрельные раны лица выглядят неэстетично). Герой окружен толпой врагов! Что же делать? АГА – ГРАНАТЫ!!! При виде гранат враги падают на колени и закрывают уши руками (происходящее напоминает старую шутку: Как нужно действовать при взрыве атомной бомбы? – Заворачиваться в белую простыню и медленно ползти на кладбище. – Почему медленно? - А чтобы не создавать паники). Главный герой, забыв о раненой ноге, резво убегает, гранаты взрываются, враги гибнут.Леха тем временем находит «Тигра». «Тигр», понимая, что против роли Брандо его собственная роль слабовата, набрасывается на Леху с катаной. Дальше мы можем видеть следующее:- катана против венского стула;- кочерга против катаны;- катана против катаны;- катана против голых рук;- голые руки побеждают.
-------------------------------------------
Лирическое отступление № 3.Говаривают, что однажды между Пак Сон Чером и Ю.Ю. состоялся такой разговор:
Пак: - А еще от меча можно защищаться палочками для еды!
Ю.Ю.: – Учитель, Вы сошли с ума.
-------------------------------------------
Главный герой снимает с шеи Главного врага ошейник. Видимо, тот самый, который носил тот, древний тайгер, мирно пасшийся в окрестностях Шаолиня. На этой оптимистической спортивной ноте фильм почти заканчивается. Звучит мужественная музыка, база взрывается, крота заарестовывают, пацаны получают благодарности партии и правительства.Но на последних кадрах есть еще один таинственный момент: бедная вдова Настя приводит к главному герою своего сына (заниматься самбо) и говорит: «Познакомься – это друг твоего отца». И когда, спрашивается, успели???
Всё. Конец. Многое еще можно было бы написать – но, наверно, комментарии излишни. Есть такой неплохой каламбурчик: «Гражданином Непала считается любой человек, зачатый непалкой и непальцем». Фильм «ПутЪ» сделан именно палкой, а когда палка под влиянием творящегося идиотизма теряла свои упругие свойства – очевидно, ей активно помогали пальцами. Ничего другого сказать не могу.
P.S. Писалась эта длинная, нудная «рецензия» в г.Рязани, во время семинара, такого же длинного и нудного. Как известно, город Рязань знаменит тем, что в 13 веке хан Батый сжёг его нафиг, и на том месте построил РВВДКУ (шутко). Наверно поэтому я невольно сравнивал фильм «ПутЪ» с фильмами «В зоне особого внимания» и «Ответный ход». Итог сравнения: «ПутЪ» проигрывает по всем статьям. Ну хоть возьмем для примера драки. В «ПутЕ» драк много, с разной техникой и в разных ракурсах, все вроде мастера-чемпионы – а глазу остановиться не на чем. Скучно. В «В зоне особого внимания» - по большому счету драка одна: в избушке лесника. Техника – простое советское каратэ. Ракурс один – со спины главного героя (шоб народ, не дай бог, Тадеуша Рафаиловича вместо Михая Волонтира не узрел). А смотрится классно! Впрочем, возможно, это у меня возрастное.
Прошу прощения за «многабукафф».
Лун.
10/4/2024, 10:56 автор lunfeng
» Тактика и психология противостояния враждебной группе
19/12/2022, 09:30 автор lunfeng
» 36 песен багуачжан
2/11/2022, 18:02 автор lunfeng
» Раскрытие, выстраивание и работа тела в ушу
9/1/2019, 12:43 автор foad
» Репортажи военных корреспондентов
24/9/2018, 15:02 автор lunfeng
» Штампы о БИ и около
6/9/2018, 10:48 автор Лекарь
» Споры о песнях багуа
5/9/2018, 15:41 автор х.з.
» База прото-контэн и ее сравнительный анализ с системой Тойквай :)
31/8/2018, 12:34 автор lunfeng
» Ки Бон Суль - базовые броски хапкидо от Ю Па Сита
30/8/2018, 04:17 автор Лекарь