Пардон за большой пост, но думаю многие это не читали и многим будет интересно:
Отзыв С.Н. Соснова - директора по международным и внутренним контактам всероссийской федерации кикбоксинга о выступлении Сенчукова Ю.Ю. на 11 заседании экспертно-аналитического совета Международного Союза Русского Рукопашного Боя (МСРРБ):
"Система "Контэн", представленная ее автором Ю.Ю. Сенчуковым вызывает не только любопытство - из-за несомненного умения автора "продавать свой товар", но и интерес, поскольку в практическом плане, она состоит из очень надежных приемов и навыков, взятых из различных уважаемых традиционных восточных школ (корейское хапкидо, китайский багуа чжан). А в теоретическом плане, очень занятны выводы и умозаключения самого автора, порой, сколь спорные, столь же и оригинальные. Во всяком случае, меня данный метод не оставил равнодушным, а наоборот, стимулировал к размышлениям о том, что до этого казалось самоочевидным, а свежий угол зрения, взгляд всегда полезен и чреват новыми открытиями там, где, казалось бы, все уже сказано...
Несмотря на то, что мне не удалось в подробностях узнать о техническом арсенале системы Контэн, ее теоретические основы, даже не будучи перечисленными полностью, вызывают уважение своей основательностью и осмысленностью. Так, очень импонирует то, какое большое значение автор придает структуре движения, называя ее основой любого рукопашного боя. Возможно, с этим согласятся не все, но я тоже считаю систему перемещений одним из краеугольных элементов успешной боевой системы единоборств.
Маневру в Контэн уделяется повышенное внимание, что позволяет осуществить один из важнейших принципов системы: постоянно находиться с неудобной стороны противника, чтобы максимально затруднить его действия и свести к минимуму его возможность атаковать.
Контэн - сугубо атакующая система. Автор не выделяет защитных действий как таковых, отдельно и самих по себе, а рассматривает любое защитное действие исключительно как возможность атаковать противника, он "защищается" атаками, атакует атаку противника. Это очень выигрышная ментальная установка и эффективная тактика, несмотря на то, что я не склонен пренебрегать уделением отдельного и самого пристального внимания и собственно защитным действиям, даже изолированным и не имеющим контратакующего продолжения.
Насколько мне удалось понять, основой тактико-технического арсенала Контен является компиляция из различных традиционных восточных единоборств, как уже упоминалось выше. Активно используются характерные восточные стойки и перемещения из них. Особенно привлекает сбалансированная и в то же время подвижная позиция, дающая возможность быстро подключать удары ногами.
Очень интересны и практичны также традиционные дыхательные техники, позволяющие быстро восстанавливаться после взрывов напряжения и интенсивной работы.
Из технических "изюминок" привлекла внимание манера наносить удары руками перевернутым кулаком (ладонью вверх). Автор обосновывает выбор такого положения предплечья и кулака целым рядом доводов, являющихся, на его взгляд, преимуществами, по сравнению с привычным положением кулака в ударе (ладонью вниз или ладонью внутрь ("стоячий" кулак)). Почти ни один из этих доводов не показался мне убедительным и обоснованным. Данная позиция кулака, тем не менее, является яркой экзотической особенностью, "лицом" данной системы, что роднит ее с другой системой-антиподом, в смысле положения кулака - системой Зайчикова-Колотова (не уверен, как она называется сейчас, по-крайней мере, еще совсем недавно она имела это название).
Гораздо меньше впечатляют собственно авторские теоретические умозаключения и находки. Взять, хотя бы, самый первый, и как мне показалось, краеугольный постулат теоретической базы Контэн: учение о необходимости держать спину прямой, но не вертикальной, а наклоненной вперед, и соответственно, критику вертикального положения спины.
Во-первых, вызывает сомнение то, КАК автор пришел к такому заключению - а именно: что, якобы, термин "прямой" был спутан с термином "вертикальный" при переводе с восточных языков на западные.
Да, никто не совершенен, и переводчики, порой допускают непростительные ошибки - достаточно посмотреть иностранные фильмы по центральным каналам, где сейчас резко упало качество перевода, и те "умельцы" кому по блату отдаются переводы фильмов "лепят" такое, что хоть святых выноси. Но на сегодняшний день разными переводчиками, в том числе специалистами не только в восточных языках, но и в боевых искусствах, переведены уже сотни и тысячи книг по боевым искусствам. И даже логически абсурдно полагать, что все они сделают одну и ту же ошибку насчет "прямого" и "вертикального", тем более, что контекст все равно расставит все по местам.
Во-вторых, само положение: наклонное или вертикальное - каждое имеет свои преимущества и недостатки, как и ЛЮБОЕ положение тела вообще, все зависит, какое именно действие из него выполняется. И каратэ, с его требованием держать спину прямо и вертикально, как бы его не ругали многие и за многое, все же является достаточно практичной и продуманной системой, впитавшей опыт веков наблюдений и культивирования различных действий и положений. И некоторые (многие) движения лучше делать именно с вертикальной, а не с наклонной спиной, чему есть разнообразные веские и логичные обоснования.
В-третьих, ряд движений просто будет трудно или невозможно выполнить с наклонной, а не вертикальной спиной - взять хотя бы целый комплекс не прямых, толчковых, а вращательных, круговых, ударов руками и ногами. Правда, докладчик на это возразил, что он не абсолютизирует наклонное положение спины как единственно правильное, и что в системе Контэн присутствуют и другие ключевые положения. Но почему-то он сам не упомянул о существовании этих других положений до тех пор, пока не подвергли сомнению универсальность наклонной позиции спины. В этом я опять-таки вижу недостаток построения доклада, его хаотичной структуры, делающей чрезмерный акцент на одном, и упускающем из поля зрения целые области и важнейшие базовые принципы системы. И опять ратую за введение упоминавшегося перечня обязательных позиций для освещения в докладе о какой-либо системе, методе, школе (и т.п.) единоборств.
И, наконец, в-четвертых, несколько непонятен сам пафос восторженных рассуждений автора на тему преимуществ наклонной прямой спины, как о каком-то открытии, которого до него не замечали поколения невнимательных и неразумных адептов боевых искусств. По-моему, это положение САМО, естественным образом принимается телом в целом ряде действий, в том числе и в результате ОШИБКИ при выполнении техники (как в том же каратэ). Это мне напоминает несколько надуманную проблему, как если бы кто-то всерьез взялся бы ломиться в открытую дверь, доказывая, что дождь и падающие предметы падают сверху вниз, и что не надо ничего бросать вверх или запускать летательные аппараты.
Также, мне не представляется верным трактование автором понятия "внутренней энергии" (пресловутая недоступная научной классификации "ци" ("чи") (кит.), "ки" (яп., кор.), "прана" (санскр.)) как тождественной понятию "координация" или выстраивание частей тела в определенную конфигурацию, позволяющую создать наиболее рациональное приложение сил тела для выполнения какого-то действия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Несмотря на ряд несогласий со взглядами автора по ряду проблем, считаю данную систему очень интересной и имеющей несомненный потенциал к дальнейшему развитию и пригодной для самозащиты. О пригодности данной системы в спорте или для нужд силовых структур я не берусь судить в силу недостатка информации о Контэн".
Ссылка: http://www.sebfight.ru/expert/expert_11.htm
9/5/2024, 17:42 автор х.з.
» Материалы о боевых искусствах в советских газетах и журналах.
10/4/2024, 10:56 автор lunfeng
» Тактика и психология противостояния враждебной группе
19/12/2022, 09:30 автор lunfeng
» 36 песен багуачжан
2/11/2022, 18:02 автор lunfeng
» Раскрытие, выстраивание и работа тела в ушу
9/1/2019, 12:43 автор foad
» Репортажи военных корреспондентов
24/9/2018, 15:02 автор lunfeng
» Штампы о БИ и около
6/9/2018, 10:48 автор Лекарь
» Споры о песнях багуа
5/9/2018, 15:41 автор х.з.
» База прото-контэн и ее сравнительный анализ с системой Тойквай :)
31/8/2018, 12:34 автор lunfeng