foad, продолжающий активно конструктивить на сайте Вадима Игнатова на темы раскрытия и выстраивания тела, вконец застыдил меня, так сказать, личным примером. Поэтому:
Однобоко действовать – банально и предсказуемо.
Умеешь крутиться туда-сюда – это уже интереснее.
Меняй правое – левым, а левое – правым.
Свободно-легко входи, уходи, вновь возвращайся. Ранние переводы «Песен…» наводили читателей на мысль, что в четвёртой песне речь идет о перемещениях, об искусстве манёвра. «Ходить в одной позе в одну сторону - ничего удивительного, без усилия вертеться влево и вправо - вот что нужно» - такой вариант перевода привычно рисует образ бойца багуачжан, «обходящего противника по кругу».
На самом деле, «однобоко действовать» - это, прежде всего, о том, что у подавляющего большинства людей, практикующих боевые искусства, одна рука (ну и, соответственно, нога) развита лучше, чем другая. Все мы прекрасно знаем, что боксёры делятся на «правшей» (наиболее часто встречающийся вариант) и «левшей» (эти более редки, в силу чего считаются «неудобными противниками»). Соответственно, мы привыкаем «затачивать» и свою боевую стойку, и вообще всю технику под более сильную руку (ногу).
С точки зрения принципа достаточности – это нормально, этого вполне хватает для того, чтобы успешно решать задачи и на ринге, и на улице. Но, как мы уже писали в статье «Дальняя дистанция», багуачжан – это стиль-апгрейд, то есть способ пойти немного дальше базовых, наиболее распространенных и общеизвестных вариантов. Конкретно в четвёртой песне речь идёт об умении одинаково эффективно владеть и правой, и левой рукой, свободно работать как в лево- так и в правосторонней стойке. «Меняй правое – левым, а левое – правым» - как раз об этом.
Зачем это нужно? В той же статье про дальнюю дистанцию мы попытались сформулировать основную идею багуачжан как стиля-апгрейда: «Багуачжан – это работа вооруженного против группы».
В обоюдном вооруженном бою умение одинаково владеть обеими руками обусловлено широким распространением (в т.ч. в ассоциации Тойквай) тактического принципа, предусматривающего сначала выведение из строя вооруженной руки противника, а затем уже атаку головы-корпуса. Соответственно, если нам не повезло, и одна рука у нас оказалась повреждена – перехватываем оружие второй рукой. И чем более свободно мы ею владеем – тем больше наши дальнейшие шансы на успех.
В групповом бою аналогичное «обоеручное» умение востребовано по той причине, что один из противников (а то и не один) может зайти к нам с «неудобной» стороны – а лишний маневр, (то есть поворот к нему «сильной стороной») может привести к потере драгоценного времени и, в конечном итоге, оказаться фатальным.
Ну а теперь – по поводу манёвра. Имеет ли смысл трактовать текст четвертой песни в контексте умений легко и свободно перемещаться, в том числе менять направление движения? Да, безусловно. Собственно, об этом прямо сказано в последней строчке песни: «Свободно-легко входи, уходи, вновь возвращайся».
Обратите внимание, что речь о ходьбе по кругу вообще не идёт. Ткнул одного – тут же ушел, ткнул другого – ушел от того, вернулся к первому: это гораздо больше похоже на челнок, или на маятник.
Кстати, о маятнике. Еще раз вспомним книгу Владимира Богомолова «Момент истины», а именно знаменитое описание задержания «волкодавом» Евгением Таманцевым вооруженного немецкого диверсанта: «Чтобы затруднить ему прицеливание, я непрерывно «качал маятник»: пританцовывал левым плечом вперед, рывками перемещая корпус из стороны в сторону и все время передвигаясь и сам, – нечто похожее, только попроще, проделывает боксер на ринге».
Видите? «Перемещая корпус из стороны в сторону». Очевидно же, что поступательно движущуюся в одном направлении мишень («идущую в одной позе в одну сторону») легко выцелить, и легко поразить. Легко попасть на стрельбище по тарелке, имеющей заранее обусловленную траекторию полета. Сравнительно легко попасть на охоте по взлетающей с воды утке. А вот достать выстрелом непрерывно петляющего зайца будет уже сложнее.
Естественно, мы никоим образом не рассматриваем багуачжан как искусство противостоять противнику, вооруженному огнестрельным оружием. Но идею постоянного маневра со сменой направления движения нужно держать в голове постоянно.
А сейчас давайте немного расслабимся, снизим накал серьёзности – и пофантазируем на тему «обхода противника по кругу»
. Возможно ли вообще применение таких вариантов в бою? Пусть не в групповом, а в ситуации один на один (ведь даже багуашники не всегда обязаны драться против толпы, не правда ли?
)?
Как показывает милый нашим сердцам Ютьюб – да, такие варианты вполне возможны. В качестве примера давайте посмотрим недавний выпуск «Боевых ботаников» с участием Дениса Черевичника, «10 особенностей и фишек испанской ножевой школы»: https://www.youtube.com/watch?v=nkUk5Uq9lug . На 04.58 мин. ролика Д.Черевичник прямым текстом заявляет, что в старой испанской школе фехтования всегда было круговое движение. А на 06.03 мин. рассказывает, что очень важно было уметь ходить в любом направлении, менять направление движения. Параллельно идет практически дословная, буквальная видеоиллюстрация (со шпагой и с ножом) к рассматриваемой нами 4-й из 36 песен. Буквально несколько секунд спустя – еще одно заявление: «Ни в одной аутентичной школе никогда не держали нож только в одной руке. Человек, который не умел спокойно и комфортно держать нож в любой руке – считался неполноценным бойцом. Поэтому всегда развивали обе руки».
Ну, как вам? Короче, спёрли китайцы «Ла Дестрезу» у благородных испанских грандов. Наш дражайший ZhuBaJe пошутил когда-то, что имя таинственного даоса Би Чэнся, учителя Дуна Хайчуаня – это просто китайское прочтение хорошо известного нам латинского имени «Виченцо», и был тот Виченцо вовсе не даос, а коварный падре-иезуит. Как говорится, в каждой шутке есть доля шутки
.
Но «испанская ножевая школа» - это ведь тоже традиционное боевое искусство, которое, как и ушу an mass, также могло утратить свою боевую эффективность? А обходят ли противника по кругу нынешние законодатели в мире моды реального боя – боксёры и бойцы смешанных стилей? Да вполне: смотрим видео уже знакомого нам Алексея Львовича Фролова: https://www.youtube.com/watch?v=pCLLDUpJuMw – так называемая «тройка с закручиванием», уклон и обход противника по полукругу с одновременной серийной атакой.
Но у Фролова перемещение идёт приставным шагом – никаких вращений. А можно ли перемещаться по кругу, при этом «крутясь» или «вращаясь», как это было буквально сказано в ранних переводах четвёртой песни?
А почему бы и нет? Вот видео-разбор перемещений, активно используемых боксерами Александром Усиком и Василием Ломаченко: https://www.youtube.com/watch?v=sT4X0qzBGnQ . Это как раз схема ухода с линии атаки вращением, которая легко может быть реализована на уже известных нам «фирменных» шагах багуачжан – байбу и коубу.
Вот так-то: пока спортсмены продолжают активно использовать техники традиционных боевых искусств – традики продолжают активно спорить о «чистоте линий передачи».
На этой невесёлой спортивной ноте я и заканчиваю комментарии к 4-й из 36 песен багуачжан
.
10/4/2024, 10:56 автор lunfeng
» Тактика и психология противостояния враждебной группе
19/12/2022, 09:30 автор lunfeng
» 36 песен багуачжан
2/11/2022, 18:02 автор lunfeng
» Раскрытие, выстраивание и работа тела в ушу
9/1/2019, 12:43 автор foad
» Репортажи военных корреспондентов
24/9/2018, 15:02 автор lunfeng
» Штампы о БИ и около
6/9/2018, 10:48 автор Лекарь
» Споры о песнях багуа
5/9/2018, 15:41 автор х.з.
» База прото-контэн и ее сравнительный анализ с системой Тойквай :)
31/8/2018, 12:34 автор lunfeng
» Ки Бон Суль - базовые броски хапкидо от Ю Па Сита
30/8/2018, 04:17 автор Лекарь