Shock пишет:И ведь правда странно , после отца с его короткими движениями совсем другой шотокан, как будто у кого то другого, другому стилю учился
Дело в том, что и Фунакоси Гитин и Фунакоси Ёситака (Гиго) учились у нескольких учителей одновременно.
Фунакоси-отец учился (по воспоминаниям) у Адзато Анко который свел его со своим учителем Мацумурой Соконом, а также с его учениками Итосу Анко и остальными (Петин Танме Сакихара Киуна, Сейсё Арагаки, Тёфу Кийян, Канрё Хигаонна). Его отец и дядя были мастерами шеста и, вроде как, сай. Вобщем намешано круто.
Начнем с Мацумуры, как с пра-тренера.
Мацумура практиковал жесткое, силовое каратэ в классической старо-шаолиньской манере. Собственно сёрин-рю переводится как "молодой лес", что на китайском звучит как "шаолинь".
Бишоп пишет, что
для стиля характерны многочисленные захваты рук, болевые, и освобождения от захватов
, т.е. классическое Циньна\Кансецу.
Горбылев пишет:
Мацумура прививал ученикам стиль боя на средней и дальней дистанции с преобладанием молниеносных прямых ударов руками и ногами, стопорящими блоками, низкими и растянутыми стойками, ставкой на один сокрушительный удар.
В добавок оружие, оружие, оружие...
Такую тенденцию продолжил
Итосу, который популяризировал и практиковал силовое карате.
Вот что пишут о мастере современники:
Внешность Итосу резко выделяла его среди окинавского населения — он обладал огромным ростом и большой физической силой. Его предплечья, по мнению современников, были подобны стволу молодой сосны, а грудная клетка уподобляли была как «огромная круглая бочка». «Спина у него — что у медведя, а в руках живет сила тигриных лап», — говорили о нём. Итосу мог перенести на своих плечах рыбацкую лодку, а в дни ярмарки развлекал людей, выпрыгивая из ямы с мельничным жерновом на плечах.
По описанию достаточно прокачанный дядя, да и "шутки" у него были в стиле современного силового шоу, как у качков-бодибилдеров.
Тёки Мотобу дает нам описание с другой стороны:
«Мастер Итосу был учеником мастера Мацумура (Сёрин-Рю), который не возлагал на него больших надежд, поскольку считал, что Итосу чрезмерно медлителен ("как видно, он туго соображал"). Несмотря на то, что Итосу был старательным учеником, мастер Мацумура был мало внимателен к нему, поэтому Итосу перешел к другому учителю – мастеру Сейко Нагахама (Сёрей-Рю).Мастер Нагахама в то время был не менее известен, чем мастер Мацумура, но его методы полностью отличались от Мацумура. Мастер Нагахама отдавал приоритет физической подготовке. Считается, что мастер Нагахама поставил Итосу его болевую выносливость.
Для стиля Сёрей характерны практики закалки тела. В сётокане это тоже сохранилось в виде многочисленных практиках котэ-китаэ.
К примеру, мастер Сёрей-рю, Мияги, советовал ставить блоки только от ударов в голову, шею и пах, а все остальные принимать на тело.
Техника мягких уходов с линии атаки в Сёрей-Рю была значительно беднее, чем в Сёрин-Рю (стиль Мацумура), и его последователи, в основном, полагались на внутреннюю энергию и могучую физическую подготовку. Мастер Мияги утверждал, что удар на тело можно принимать не столько благодаря мощному мышечному покрову, сколько умению использовать свое внутреннее «Ки» (энергия) и отбирать ее от противника. И в этой концепции ощущается сильное влияние китайских методов, а точнее раздела Ней-Гун (внутреннее мастерство) или Ци-Гун (мастерство в управлении Ци; япон. - Ки), который содержал хитроумные методы развития энергетических боевых способностей.
Опять же, Мотобу пишет, что мастер Итосу раскрыл ему "страшную тайну", мол
"сэнсэй Нагахама призвал старшего ученика - сэнсэя Итосу - и предал ему такое завещание:
"Я все время тренировал тебя так, чтобы максимально развить твою силу, но при этом совершенно не думал о применении каратэ в реальном бою. И вот сейчас я понимаю, что нам не хватает свободы и быстроты в движениях. Именно сегодня я осознал это, и поэтому ты после моей смерти непременно возвращайся учиться к сэнсэю Мацумура".
.
Итосу изменял каратэ под себя и свои цели. Так мастера утверждают, что
Ортодоксальные формы имели больше техник открытых рук, стиль исполнения был более мягок и более быстр.
Т.е. под ортодоксальным имеется в виду стиль Мацумуры.
У Мацумуры учился и
Адзато Анко.
После себя оставил мало сведений, но все утверждают, что он был в большей степени мастер фехтования, чем рукопашки.
Гитин Фунакоси писал:
На самом деле, – говорил мне Сенсей Адзато, - нет разницы, фехтование это или карате – принциы боевого искусства остаются те же самые.
По моему мнению, Сенсей был великолепен в Каратэ, но настоящей его страстью был меч. "Постигая каратэ, вы должны сделать свои ноги и руки остриями копий и лезвиями мечей".
Бишоп пишет
Мастер Адзато считал, что руки и ноги – это опасное колющее и режущее оружие, поэтому нужно всячески избегать любых возможных контактов с противником.
О стиле боя Адзато красноречиво говорит вот это воспоминание Гитина Ф.:
Я помню, Сенсей говорил мне о важности таких вещей - если хочешь одолеть любого противника - помещай стратегию на первое место.
если вы в состоянии правильно оценить состояние противника, то дальше остается только воспользоваться его слабостью.
Т.е. разум и техника на первом месте! Хотя и силен был немеряно... по меркам худосочных окинавцев.
Кроме своего мастерства, Адзато был известен невероятной силой. Однажды, когда ему было только 17, он с расстояния 4 км принес на плечах в свой дом в Кёдзука (Kyozuka) два больших камня, весящих каждый более 30 кг.
А теперь эпизод характеризующий боевое мастерство Адзато и Итосу:
Однажды у Сенсея и его хорошего друга Итосу Анко, произошла стычка с небольшой толпой молодых людей, человек в 20 или 30. При таком неравном раскладе сил, и более чем неудачном месторасположении, они быстро отступили и заперлись в ближайшем доме. Там они могли по крайней мере дождаться пока нападающие разойдуться, или сразиться с ними в более выигрышных условиях. Взвинченные предстоящей дракой, молдые люди, бросились в дом, словно рой пчел в улей. Во время их нападения на дом, Адзато удивил нападающих тем, что выпрыгнул в окно и разбросал по сторонам. Встречая нападающих с другой стороны дома, Мастер Итосу быстро убедил нападавших в глупости их намерений.
Хотя на каждого нападающего Адзато тратил по одному удару, этого оказалось достаточно, чтобы некоторые из нападавших были серьезно ранены. В отличие от Адзато, у Итосу оказалось больше неподвижных противников, однако серьезно он не ранил никого. Оценивая эти рассказы, можно гораздо лучше понять, какими разными способами эти два мастера могли справиться с одной и той же опасной ситуацией.
По другой версии
Несмотря на то, что мастер Адзато предпочитал наносить удар только одной формой кулака (он очень любил применять иппон-кен), этого было достаточно, чтобы раскидать нападавших, а блоки Адзато были настолько эффективны, что некоторые из молодых налетчиков были серьезно ранены. Но, несмотря на достижения Адзато, гора жертв у мастера Итосу оказалась несравненно больше.
В обеих версиях Адзато ранил своих противников достаточно серьезно, а Итосу их попросту нокаутировал. Тактика тоже похожа: Адзато уклонялся от атак и вырубал только достаточно проворных, а Итосу подпускал к себе всех, что и сказалось на численности поверженных гопников. Исходя из анализа этой истории можно принять достоверной версию Мотобу о "страшной тайне", т.к. вырубить можно и мощным толчком, а вот сломать что-то, только хлестким ударом.
Бишоп пишет:
«..Мастер Адзато считал, что руки и ноги – это опасное колющее и режущее оружие, поэтому нужно всячески избегать любых возможных контактов с противником. (Образ, видимо заимствованный из китайских боевых искусств. Например, Фань-Цинянь – легендарная основательница стиля Фей-Хэ-Цюань (Летящий журавль): «Пусть руки твои летят, как веера; убирай руку мягко, как вата, выбрасывай руку быстро, словно выпускаешь стрелу». Технически этот стиль включает в себя широкие ударами ладонями и предплечьями, наносимые хлестко, наотмашь с мощным и гибким поворотом всего тела.) Мастер Итосу считал наоборот, что не обязательно так тщательно оберегать свое тело, его нужно просто закалить, чтобы оно стало нечувствительным к любым ударам (что свойственно Сёрей-Рю)». Ученик Итосу, Тёсин Тибана (Chibana Choshin, 1885-1969, основатель Кобаяси-Рю) вспоминал, что Итосу действительно достиг удивительной болевой выносливости, на что ему мастер Мацумура когда-то сказал: «Вы, Итосу, своим мощным ударом действительно можете свалить кого угодно, но вряд ли вы сумеете меня достать.».
Почему так? Мацумура применял индивидуальные методы тренировок с учетом личных особенностей ученика, т.е. кому-то силу, кому-то скорость...
К вопросу о боях Мацумуры... ммм... как-то там все странно. Есть описание как он отпинал прынца\короля, а также как он *нецензурная брань* быка палкой по башке. + очень странное описание его драки с морячками
Однажды Сокон Мацумура и несколько его учеников, в том числе Кьян, вышли из чайного домика в квартале Цудзи (
квартал публичных домов ) и направились домой. По дороге они должны были пройти мимо группы из пяти пьяных матросов, хулиганивших и оскорблявших прохожих. Ученики Мацумуры, беспокоясь о безопасности своего престарелого учителя, предложили пойти домой другой дорогой. Однако Мацумура отверг их предложение, упрямо настаивая на том, чтобы идти первоначально выбранной дорогой. Как они и предполагали пятеро матросов напали на Мацумуру, обрушив на него град пинков и ударов.
Пока ошарашенные ученики размышляли, как им поступить, их учитель свернулся клубком посередине дороги, так что удары не приносили ему сильного вреда.
Нападавшие, поняв, что они имеют дело не просто с пожилым человеком, стали осторожными и отступили. Мацумура встал, расправил одежду и, ощупав собранные в пучок волосы, обнаружил, что его серебряная шпилька для волос выпала и лежит поблизости от теперь уже испуганных матросов, которые с извинениями вернули утерянный предмет и убежали
Вот, блин, не понимаю я этой истории! Может дело было так: мастер был пьян (ученики видать постарались
), только что с бабы, куча учеников вокруг. Попер напролом на мотросиков. А че! Пьяному пофиг! Морячки не оплошали и пристали к пьяному мастеру... видать стиль пьяного только разрабатывался... Мастер упал, свернулся калачиком... и почему, как вы думаете, матросики охренели и убежали? Мастер заснул и громко захрапел!
Нападавшие, поняв, что они имеют дело не просто с пожилым человеком а с мастером стиля пьяного кулака версии 1.0. решили уйти от греха подальше, т.к. ходили по иностранным портам и видели по видику фильмы с Джеки Чаном об этом кровавом стиле. Вот моя версия.
Хотя в Китае есть легенда о окинавском мастере, который не только мочил китайских мастеров в Пекине, но и приводил их в ужас своей смертоносной техникой и мастерством. Считается, что это был Мацумура с его Дзиген-рю...
То что Гитин Фунакоси ознакомился со многими стилями говорит большое кол-ве ката по сравнению с др. стилями, а также его воспоминания:
Итосу всегда знакомил его с известными ему мастерами и говорил, что "нужно от каждого взять то лучшее, в чём он превосходит всех остальных"
.
Вывод: у Фунакоси Гитина намешано куча стилей. А вот какая у него особенность... я затрудняюсь сказать. Есть две версии:
1. Т.к. первым учителем был Адзато, с его высокими стойками, и вероятно и сам Фунакоси перенял его манеру, т.е. копирование учителя... Хотя утверждают, что и Итосу практиковал короткие стойки...
2. Т.к. Фунакоси был слабосильным мальчиком, то и манера у него ставилась не силовая, индивидуальная особенность.
А вот Ёситака (Гиго) Фунакоси учился нескольким направлениям: каратэ у папы, дзюдо (имел 3-й дан), кендо и бо-дзюцу.
Мастер Фунакоси был близко знаком с мастером Иай-До Хиромити Накаяма (Хакудо), у которого затем учился его сын – Гиго. Гико практиковал два боккен-ката: Госинпо (Goshinpo) и Сангецу (Sangetsu). Известно, что Гико был ути-деси (uchi-deshi, букв. – приближенный к учителю, элитный ученик школы) мастера Кобу-До Тинкен Тайра (Миясато (Маэдзато) Синобу) (Shinken Taira, Miyasato (Maezato) Shinobu, 1897-1970).
И опять низкие стойки...
Что Мацумура подвергся влиянию японской школы фехтования, что Еситака Фунакоси...
9/5/2024, 17:42 автор х.з.
» Материалы о боевых искусствах в советских газетах и журналах.
10/4/2024, 10:56 автор lunfeng
» Тактика и психология противостояния враждебной группе
19/12/2022, 09:30 автор lunfeng
» 36 песен багуачжан
2/11/2022, 18:02 автор lunfeng
» Раскрытие, выстраивание и работа тела в ушу
9/1/2019, 12:43 автор foad
» Репортажи военных корреспондентов
24/9/2018, 15:02 автор lunfeng
» Штампы о БИ и около
6/9/2018, 10:48 автор Лекарь
» Споры о песнях багуа
5/9/2018, 15:41 автор х.з.
» База прото-контэн и ее сравнительный анализ с системой Тойквай :)
31/8/2018, 12:34 автор lunfeng