TOYAKWAI

Международная многостилевая ассоциация боевых искусств приглашает всех на сайт toyakwai.ru к обмену опытом и информацией по направлениям: каратэ, рукопашный бой, борьба, самбо, дзюдо, бокс, кикбоксинг, тэквондо, касабо, восточные единоборства, ушу.


    Тэн-но ката

    Поделиться

    lunfeng
    Модератор
    Модератор

    Сообщения : 632
    Опыт : 697
    Дата регистрации : 2009-02-22
    Возраст : 41
    Откуда : Брянск

    Тэн-но ката

    Сообщение  lunfeng в 26/12/2013, 08:32

    KoT пишет: В течение следующего получаса он работал над ката, выбрав для упражнения Тэн-но-ката омоте, спарринговые ката, то есть форму, применяемую индивидуально. В японском стиле эта техника была очень агрессивной и мощной. Никаких уверток, никаких окончаний. Одно движение перетекало в другое, в результате энергия бойца обрушивалась на воображаемого противника.
    Привет, КоТ! Не самое лучшее описание тэн-но-ката -такое ощущение, что мужик его только на картинках видел, а динамику расписывал от балды. Что значит "омотэ"? И какие варианты тэн-но-ката еще бывают?
    И вообще - ты на сдохшем сайте начинал ведь тему про тэн-но-ката. Не хочешь здесь к этому вернуться?
    avatar
    KoT
    Сэнсэй
    Сэнсэй

    Сообщения : 704
    Опыт : 830
    Дата регистрации : 2009-02-17
    Откуда : Питер

    Re: Тэн-но ката

    Сообщение  KoT в 27/12/2013, 09:12

    lunfeng пишет:Привет, КоТ! Не самое лучшее описание тэн-но-ката -такое ощущение, что мужик его только на картинках видел, а динамику расписывал от балды.
    Здравствуй, Lun!
    Любое описание - это только описание.  Very Happy 
    В принципе описано правильно:
    В японском стиле эта техника была очень агрессивной и мощной. Никаких уверток, никаких окончаний. Одно движение перетекало в другое, в результате энергия бойца обрушивалась на воображаемого противника.
    Этот способ исполнения называется Волна\Нами. Передняя нога, как морская волна, постоянно то накатывается , то откатывается. В базовой форме, как ты понимаешь, ноги меняются: правая потом левая, правая - левая... В учебных формах возможно работать только одной из ног, когда боец делает выпад\йори-аши только левой ногой или правой.

    lunfeng пишет:Что значит "омотэ"?
    "Омотэ" это форма при которой мы все время делаем встречную атаку. Название возникло от тактической схемы Омотэ-ни-Мон (Передние\фасадные ворота\двери):
    1. Открытие врат, создание возможности безопасного входа в противника, преодоление его защиты.
    2. Вход (Ирими),
    3.Закрытие врат, создание возможностей безопасного выхода из атаки.

    lunfeng пишет:И какие варианты тэн-но-ката еще бывают?
    Форма "Ура" (Внутренние\задние). Применяются принципы таи-сабаки\уходы.

    lunfeng пишет:И вообще - ты на сдохшем сайте начинал ведь тему про тэн-но-ката. Не хочешь здесь к этому вернуться?  
    А шо, давай!  Very Happy  Very Happy  Very Happy 
    Только чуть позже выложу Тэн-но-ката 1-го уровня, 2-го, 3-го и 4-го с фото, а возможно и видео.  Very Happy  Very Happy  Very Happy 

    lunfeng
    Модератор
    Модератор

    Сообщения : 632
    Опыт : 697
    Дата регистрации : 2009-02-22
    Возраст : 41
    Откуда : Брянск

    Re: Тэн-но ката

    Сообщение  lunfeng в 27/12/2013, 14:06

    KoT пишет: Только чуть позже выложу Тэн-но-ката 1-го уровня, 2-го, 3-го и 4-го с фото, а возможно и видео.  
    А в чём разница между уровнями?
    avatar
    KoT
    Сэнсэй
    Сэнсэй

    Сообщения : 704
    Опыт : 830
    Дата регистрации : 2009-02-17
    Откуда : Питер

    Re: Тэн-но ката

    Сообщение  KoT в 27/12/2013, 20:20

    lunfeng пишет:А в чём разница между уровнями?
    По степени сложности и дистанции, а соответственно техника исполняется в др. режимах.
    Первый уровень знают все практикующие. Это сбивка и контратака ударом.
    Второй - то защита от двойки. Форма не меняется, но позволяет защищаться от ударов как на одном уровне, так и в разные (финты).
    Третий - это та самая блокировка о которой так много все говорят, но которую никто не умеет делать. Да, если честно, то для соревнований по современным правилам каратэ эта техника не годится, т.к. это техника для ближнего боя\клинча.
    Четвертый - заломы\кансецу\циньна и броски\таорэ.
    avatar
    KoT
    Сэнсэй
    Сэнсэй

    Сообщения : 704
    Опыт : 830
    Дата регистрации : 2009-02-17
    Откуда : Питер

    Re: Тэн-но ката

    Сообщение  KoT в 1/1/2014, 12:36

    Скидываю старую статью по Тэн-но-ката.

    Как научиться драться, используя   технику  Тэн-но-ката.

    1- часть



    Архисложная   задача  -  достичь   консенсуса   с   самим   собой
    при   гигантском   выборе   альтернатив ,
    -  подумала   блондинка ,  критически   осмотрев   свой   гардероб .



    Изначально   каратэ   было   разработано   для   ближнего   боя.  Об   этом   говорит   базовая   техника   каратэ .  Стоит  взглянуть  на   промежуточные  положения при атаках или защитах, на  базовый  полулунный шаг, акцент на кайтен (движения бедер), на тактические и стратегические предпочтения в ката, на структуру кихона и сразу видны противоречия спортивного  каратэ  и традиционного.  Каратэ  - это инструмент  для  решений специфических  задач . Функция  каратэ  - рукопашный  бой  без оружия (японская интерпретация иероглифа « каратэ » – пустая рука) по китайской методике (окинавская интерпретация иероглифа « каратэ » - китайская рука).

    По легенде, в  каратэ  сплелись стиль «Черного Тигра» (по другой версии это  был  шаолиньский стиль Кулак архата, Лохань-цюань), как наиболее жесткий, прямолинейный и силовой, использующий принцип Ё; и стиль «Белого Журавля» (Байхэ-цюань), использующий уходы, отводящие защиты и хлесткие удары, основанный на Ин принципах.



    Ин – Ё

    Скорость – Сила

    Сухожилия – Мышцы

    Вдох – Выдох

    Импульс – Структура

    Высокие стойки – Низкие стойки

    Мобильность – Устойчивость

    Мягкость – Жесткость

    Журавль – Тигр

    Тай-сабаки – Ирими

    Вот что пишет Фунакоси Гитин в своей книге "Рюкю кэмпо  каратэ " (1922).

    «В сравнении  с  дзюдзюцу – «мягким искусством» -  каратэ  – искусство, сочетающее «жесткость» (го) и «мягкость» (дзю). Поэтому, хотя в  каратэ  применение бросков (нагэ-вадза) или сваливаний (таорэ-вадза) и не является основной целью, применение «мягких» приемов в сочетании  с  «жесткими» является особым пластом этого искусства, ведь «жесткость» существует только тогда, когда существует «мягкость». Бесспорно,  есть  своя прелесть и в способности умело и к месту и ко времени применять «мягкие» и «жесткие» приемы, учитывая силовые возможности противника.»

    В современном  каратэ  что-то потерялось…

    У соседа Ян Чжу пропал баран. Он не только послал на розыски всех своих домочадцев и слуг, но еще попросил в подмогу людей у Ян Чжу.

    — Зачем тебе нужно так много людей  для  поисков одного барана? — спросил его Ян Чжу.

    — На дороге много развилок, — ответил сосед.

    Когда люди вернулись, Ян Чжу спросил их:

    — Ну как, нашли барана?

    — Нет, не нашли.

    — Почему же?

    — После каждой развилки на дороге еще одна развилка. Мы не знали, по какой дороге ушел баран, поэтому вернулись.

    Ян Чжу очень огорчился такому ответу, надолго замолчал и за целый день даже ни разу не улыбнулся. Ученики очень удивились этому и спросили его, что  было  тому причиной:

    — Баран — скотина дешевая, да и не ваш он  был . Отчего же вы перестали  говорить  и улыбаться?

    Ян Чжу ничего не ответил, и ученики так ничего и не поняли, а ученик по имени Мэн Суньян вышел и рассказал  об   этом  Синь Ду-цзы. На другой день Синь Ду-цзы вместе  с  Мэн Суньяном пришел к Ян Чжу и спросил его:

    — Однажды трое братьев странствовали в Ци и Лу. Они учились у одного и того же учителя и вернулись домой, познав досконально учение о человечности и долге. Отец спросил их: “Что вы можете рассказать мне о человечности и долге?” Старший брат ответил: “Человечность и долг велят мне беречь  себя , а потом уже заботиться о славе”. Средний брат сказал: “Человечность и долг велят мне искать славу, даже пренебрегая своей жизнью”. Младший брат сказал: “Человечность и долг велят мне заботиться и о своей жизни, и о славе”. Все трое учились у одного учителя, а понимание у каждого  было  свое. Кто же из них  был  прав, а кто заблуждался?

    В ответ Ян Чжу сказал:

    — На берегу реки жил перевозчик, который привык к воде, отлично плавал и управлял лодкой. Перевозя людей, он получал так много денег, что мог прокормить сотню ртов. К нему, неся  с   собой  корзинки  с  едой, приходили учиться множество людей, но чуть ли не половина учеников тонет. Они приходили, чтобы научиться плавать, а не тонуть. Выходит, то, что одному приносит большую пользу, многим приносит огромный вред.

    Синь Ду-цзы промолчал и вышел вон, а Мэн Суньян стал его укорять:

    — Зачем ты задал такой темный вопрос? И почему учитель ответил так же странно? Я ничего не понимаю!

    — Наш сосед потерял барана на большой дороге потому, что на ней  было  много развилок, — ответил Синь Ду-цзы. — Ученики перевозчика лишились жизни потому, что в учении много сторон. Корень учения один, но ветви его отстоят далеко друг от друга. Чтобы не погубить  себя  и вернуть  себе  потерянное, нужно вернуться к общему корню. Как прискорбно, что ты, состарившийся в его учениках, не мог понять его рассказа!


    Так и в  каратэ , увлекаясь развитием одной из сторон, мы теряем из виду  изначальную  цель, общий корень этого боевого искусства.

    Каратэ  в Японии стало систематизированной наукой, ремеслом, которому можно научиться. Но единого  каратэ  нет,  есть  единые принципы, и  для  каждого мастера  каратэ  открывается  с  новой стороны. Основываясь на единых принципах, мастера приходят к  каратэ  разных форм и стилей. И это многообразие создает тот лес, за которым не видно деревьев.

    Известно, что каждое направление БИ, каждый стиль - это тактическое решение поставленной  задачи  при помощи  техники . Если мы взглянем на  технику , а точнее на способы вложения тела в удар, то сразу поймем, какова тактическая основа  каратэ , и нам станут более ясны его корни.

    Я перечислю способы оптимального вложения тела в удар в зависимости от дистанции.

    1. Опускание центра тяжести (подседание) - ближняя дистанция, чика-ма

    2. Вращение бедер - ближняя и средняя дистанция, чика-ма и учи-ма

    3. Возвратно-поступательные движения (перемещения ЦТ в пределах стойки, маятник) - средняя дистанция, учи-ма

    4. Наклон корпуса вперед - средняя и длинная дистанция, учи-ма и то-ма. (Используется как компенсация при ударе и досыл удара при попытке противника отшатнуться. В самостоятельном виде не практикуется и является грубейшей ошибкой при расчете дистанции, но имеет место в базе Вадо-рю и некоторых иных стилях.)

    Работа на дальней дистанции предполагает комбинирование вышеизложенных способов.

    Например, удар  с  шагом или ирими - это 1-й и 3-й способ. Уход тай-сабаки - 2-й и 3-й.

    В Сетокане работа на длинных дистанциях, то-ма, предполагает использование всех компонентов.

    Исходя из вышесказанного и всем известного, как «дважды два», способа вложения в  каратэ  (а это кайтэн, вращение бедер) мы делаем предположение, что основная дистанция, под которую заточено  каратэ  - это средняя и ближняя, учи-ма и чика-ма.

    Старое окинавское традиционное  каратэ , как зеркало Снежной Королевы, разбилось на три больших куска и множество мелких, и разлетелось по миру. Кому-то осколок попал в глаза, и они видят только внешнюю сторону  каратэ : крепких и решительных парней умеющих красиво исполнять  техники . Кому-то осколок попал в мозг, и они думают, что  каратэ  это сугубо прикладная система  для  доминирования над людьми: наращивай мясо, лупи макивару, подавляй своей мощью, вот их кредо. Другим попал сердце и они чувствуют, что  каратэ  это инструмент  для  взращивания духа, накопления жизненной силы, поддержания здоровья.

    Три больших куска это:

    1.Спорт.

    Главное – это победить, переиграть противника, получить признание своей силы, скорости, ловкости.  Для  спортсменов Тэн-но-ката нужна, я так выиграл соревнования, иппоном. В начале спарринга входил в противника и выносил его. Но так не всегда бывает, а только если атакуют достаточно решительно, когда нападающему уже ничего не изменить, после того как он входит в твою зону. Тех, кто «щупает» и «дергает», так не взять,  для  них используется другая стратегия и тактика.

    2.Самооборона.

    Все хотят уметь драться и  для  этого изучают самооборону. Но никто не сможет нормально самооборонятся без практики спаррингов, а спорт это соревновательная методика использования спаррингов. И спорт - это только часть методики.

    3.Самосовершенствование и оздоровительные практики.

    Спарринги? Зачем нам спарринги? От них зубы шатаются. Нет,  каратэ  нужно  для  здоровья! Спарринги это лишнее! Как  говорят  китайцы: если тебе понадобится меч, хоть раз в жизни – носи его всегда! Мы же тренируем ката и отрабатываем движения боевых  техник , а когда нам встретится супостат, то эти  техники  нам спасут жизнь и здоровье. Оздоровительный эффект тоже огромен. Этому вообще можно посвятить отдельную статью.

    У каждого направления своя цель, исходя из которой строится все здание тренировок.

    Однако не следует забывать, что возможности всех трех направлений заложены в  технике  Тэн-но-ката. Именно поэтому мы хотим начать проект  с  простым «русским» названием Тэн-но-ката.

    В 1933 г. Гитин Фунакоси создал Тэн-но-ката (Небесная форма)  для  обучения кумитэ на основе  базовых  движений и  базовых  принципов. «Тэн-но-ката состоит из 2-х частей - части, исполняемой индивидуально, и части, исполняемой в виде серии кихон иппон кумитэ  с  партнером» («Додзе» № 1/2003). Целью изучения Небесной формы  был  переход от формального выполнения движений к реальным поединкам.

    Каждый человек, начиная что-либо, стремится  достичь  результата, а поэтому мы должны грамотно поставить цель и ее добиться, и наша цель – это реальное применение  техник  в  бою .

    Т.к. все эти слова (цель,  задачи , результат) являются ключевыми элементами управления, а также то, что мы прямо назвали наше начинание словом «проект», то мы воспользуемся алгоритмом из бизнес-дисциплины «Управление проектами», которая мной активно используется в бизнесе и на тренировках.

    Очень часто занимающиеся боевыми искусствами не конкретны в своих целях, а, соответственно, и результаты у них тоже не конкретны.  Для  преодоления этих недостатков в «Тойквае» СНГ применяют методы целевого планирования, которые являются элементами системы моделирования Тактико-Технических Характеристик (ТТХ) бойца. Систему моделирования ТТХ бойца мы  разрабатывали   для  индивидуального подхода к каждому бойцу. Система имеет рабочее название «Касабо» и предназначена  для  формирования индивидуальной, т.е. личной боевой системы. В контексте этой системы вы, изучая ката, можете развиваться своим собственным путем.

    В системе «Касабо»,  разработанной  на основе традиционной методики подготовки бойцов и научного подхода, активно используется способность человека расслабляться при достижении результата и активироваться при поиске решения и в процессе достижения поставленной цели. Механизм обратной связи, возникающий при этом между усилием и результатом, выполняет роль управляющего контроля на пути нашего развития. Этот же механизм является и основой чувства уверенности или неуверенности в  себе .

    При достижении результата в кровь выбрасывается эндорфины - вещества, снимающее напряжение и создающее положительные эмоции.

    Люди, способные искать результаты и не зацикливаться на неудаче, накапливают положительные эмоций, они более здоровы и продуктивны в работе и творчестве.

    Принцип накопления положительных эмоций срабатывает также в случае, когда мы не ждем немедленного результата, избегая этим самым разочарования и депрессии при его возможном отсутствии.

    Все люди стремятся к положительным эмоциям и избегают отрицательных; хотят удовольствий и не хотят боли, но я столкнулся  с  тем, что чаще всего люди плохо понимают, чего конкретно хотят. Глобальное желание еще могут сформулировать, а вот поставить четкие цели и  задачи  – это  для  них как высшая математика  для  ПТУшника.  Есть  у меня знакомый, который уже больше года не может сформулировать свои цели, а, соответственно, и  задачи . И поэтому до сих пор так и не начал свою деятельность. В общем, как в анекдоте:


    - Я так обожаю своего четвероногого друга!..

    - А какая у него кличка?

    - Диван!


    Так что позвольте мне немного порассуждать за вас, мои дорогие друзья, и предложить эрзац-план, но знайте: «ленивый ум - кухня чертей», - как  говорил  мастер Ван.

    Берем пятишаговый алгоритм и начинаем работать!

    Шаг номер один.
    Определитесь  с  тем, что вам нужно от формального комплекса Тэн-но-ката.

    Наверное, все ответят «победить в реальном  бою  одного, а то и нескольких противников» и  будут  правы на все 100%! И тут встает второй вопрос: из чего состоит путь к победе?

    Ответ тоже достаточно очевиден - необходима физическая, техническая, тактическая, психологическая подготовка.

    Иначе  говоря , нам необходимо:

    • Иметь физические возможности  для  победы над супостатом (точность, скорость, силу, выносливость);

    • Наработать рациональную  технику   боя ;

    • Уметь быстро обезвредить противника;

    • Уметь в нужное время и в нужном месте применять изученную  технику ;

    • Наработать правильные реакции в  бою ;

    • Выработать несгибаемый дух и волю;

    • ……здесь вы можете добавить что-либо от  себя , очень личное и индивидуальное.

    Очень хорошо!

    Определились. Остался последний пункт: - который мы отметили многоточием.

    Для  этого берем специально обученного друга, угощаем его бутылкой темного Крушовице (это реклама, друзья... Надеюсь, пивоварня учтет мои потуги и вышлет мне ящик вышеописанного пива и пару тысчонок евриков.) и обсуждаем  с  ним ваши цели и  задачи , пока не обретете полную ясность относительно того, что вы хотите, какие приоритеты у вас  стоят  в вашей жизни.

    Это необходимо, потому что ваш прицел приведет вас туда, куда вы целились. Как  говорил  Стивен Кови: «Перед тем как карабкаться на лестницу успеха, убедитесь, что она прислонена к стене того здания, что вам нужно»

    В принципе все банально просто. Сначала мы определяем цель, ставим  задачи  и выбираем стратегию ее достижения, затем способы реализации, т.е.  техники . Частности оптимальнейшей реализации  техники  называется тактикой. Это то, что позволяет нам ситуационно оптимизировать технические решения, оставаясь в рамках своей стратегии. В  каратэ  существует пять основных тактик  боя  (фусегу унё):

    1. Сэн но сэн – захват инициативы, ирими и атака;

    2. Тай но сэн – перехват инициативы, встречная контратака, одновременная работа блок-удар на опережение. Здесь блок не как защита, а как страховка;

    3. Го но сэн – использование тай-сабаки, уход  с  линии атаки, проваливание противника, а затем мощная контратака;

    4. Содзю но сэн - контроль противника. Это некая смесь Тай но сэн и Го но сэн, которая используя чувство противника, его усилий, позволяет контролировать действия противника;

    5. Ато но сэн - управление противником. Это моя любимая тактика.  Very Happy  Здесь и провоцирование атаки, и ловушки, и угрозы, и финты.

    Все эти тактики можно применять при изучении Тэн-но-ката. Чуть позже мы разберем каждую стратегию отдельно  с  привязкой к ката, а пока вернемся к  технике .

    К примеру, основа  каратэ  - мощный удар, после которого уже не нужно ничего. Как говорится, бьем один раз по тушке, а второй по крышке гроба.

    Соответственно, изучаем удары, цуки/учи; подтягиваем физуху; работаем на макиваре, лапах и мешках, т.к. удары это основа  каратэ . Как говорится в трактате «Тайное учение Будо»:

    Когда обучаешь,
    Делай упор на учи и цуки,
    Поскольку все тайные учения
    Заложены в простой основе.

    Обучая,
    В ритм учи и цуки
    Вслушивайся
    Упражнение в тайных учениях-
    Это омотэ.

    Чтобы не  быть  сильной и неподвижной мишенью, изучаем передвижения ирими и тай-сабаки. Вот как описываются принципы движения в Байхэ-цюань: «Чего  стоит  прочный короб, если у него нет колес, на которых он двигается? Приемы, выполняемые руками, должны поддерживаться ногами  для  взращивания устойчивости, и подвижности». В Тэн-но-ката ирими реализует стратегию сутэми и обязательно проводится  с  уходом  с  линии атаки, а тай-сабаки основано на провале противника и мгновенной контратаке.

    Далее защиты. В традиционном  каратэ  основа всех защит - это уход  с  линии атаки, а потом уже отводы, блоки, контроли и, в самом конце списка, подставки конечностей под удар.

    В связи  с  этим в самих перемещениях содержится элемент безопасных входов, выходов и уходов от противника. Но наша  задача  -подстелить еще соломки, а именно добавить второй эшелон обороны - отводы, отбивы, блоки и подставки. В спортивном  каратэ , предком которого является японизированое исполнение  техники   с  акцентом на силу, все внимание уделяется финальному отбиву конечности, а  промежуточные  движения интерпретируются как усиливающие замахи. Дело в том, что во время японизации  каратэ  идеалом  был  мужчина-воин, и все хлесткие и мягкие движения считались женскими. Так начал умирать Журавль в  каратэ .

    Этой предрасположенностью к силовому  каратэ  мы обязаны Мацумуре Сокону и Итосу Анко. Оба  были  достаточно крупными мужчинами и проповедовали жесткие  техники , ирими, блокирующие  техники  не дающие продолжать атаку противнику. Тай-сабаки обманные действия и финты считал недостойным занятием  для  каратэка. Но, к счастью, в  базовой   технике   каратэ  заложены принципы Ин-Ё (Инь-Ян), а, соответственно, и мощные  техники  стиля Тигра, и хлесткие - Журавля.

    Промежуточные  позиции как раз и являются иньскими  техниками  атаки или защиты. Когда вы используете  промежуточные  положения, то снимаете  с   себя  груз неопределенности и имеете возможность воспользоваться третьим эшелоном защиты.  Промежуточные  движения позволяют отбивать рен-цуки, двойки, и даже санрен-цуки, тройки. В зависимости от дистанции  техники  служат защитами, то-ма, и атаками, учи-ма и чика-ма.

    Ударные техники в тактике  каратэ  предпочтительнее бросковых, т.к. быстры, позволяют мгновенно переключаться  с  одного противника на другого, не влияют на мобильность бойца. Существует очень много техник, направленных против захватов и контрящих броски. Броски в каратэ основаны на выводе противника из равновесия, сваливаниях (таорэ-ваза), заломах конечностей. Очень редко встречаются силовые броски, т.к. они нарушают динамику ударных действий.

    Но вернемся к нашему плану.

    Шаг номер два.

    Пишем свои мысли на бумаге. Когда мы запишем, в чем состоит наша цель, мы создадим нечто, что можно увидеть и даже пощупать. Ура, мы начали работать над Тэн-но-ката! Вы чувствуете небольшое удовлетворение? Я - да! А вы берите бумагу, карандаш, умение сосредоточится и вперед, на танки, т.к. любая цель или  задача , не овеществленная на бумаге, пергаменте, папирусе или, в крайнем случае, на салфетке, является лишь фантазией или благим намерением. «Сформулированные на бумаге цели способствуют четкости мышления, ясности в видении перспективы, предотвращению ошибок» (надпись на плакате в моем кабинете).

    Идем дальше.

    Берем чистый лист бумаги, прямо сейчас, и составляем список наших хотений от Тэн-но-ката, состоящий из десяти целей (те, которые мы описали, это уже задачи! А надо еще и те, которые вы придумали под Крушовице (так-с, второй раз упомянул... Very Happy  ), которых вы хотели бы достигнуть в течение...ну, допустим, двух-трех месяцев.

    Основное требование при написании - формулируйте цели предельно конкретно, так, словно вы их уже достигли, и они стали реальностью.: «одним ударом семерых побиваши» (С); укладываю в  бою  МС по боксу (каратиста; борца; таеквондоина и т.д. Выбрать по желанию.) Используем настоящее время, изъявительное наклонение и, соответственно, ведем речь от первого лица  для  того, чтобы перечисляемые нами цели  были  позитивно восприняты нашим подсознанием.

    Шаг номер три.

    Определяем сроки достижения нашей цели и критерии оценки ее достижения.

    «Зачем эта тягомотина? Тем более мы-то тренируемся «для  себя »...», - это мысли разгильдяя и неудачника.

    Дело в том, что цель, для достижения которой не определены сроки, не имеет срочности. У нее нет четко обозначенного начала и конца, а это не есть «гуд». Критерии оценки необходимы для фиксирования достигнутого результата.

    К примеру, длительность проекта выбрали два месяца; физический компонент, - отжимания, приседания, пресс, спина,- с 20 раз (ну, или сколько там вы можете) до 40 и более раз (лучше чуть занизить планку и достичь намеченного результата, чем понтануться и самого себя обломать и поставить в дурацкое положение перед контролирующим вас Эго); технический компонент, - сами стойки, перемещения, атакующие или защитные действия,- критерием будет свободное исполнение вышеперечисленных элементов и т.д. по списку.

    Шаг номер четыре.

    Составляем план.

    Взяв конечную цель в качестве отправной точки, формируем цепь приводящих к ней мероприятий в обратном порядке. Это поможет нам осветить конечные фрагменты работы в малоизвестной нам области. Но если методика известна, то можно начать сначала. А началом у нас будет физический компонент, затем технический, тактический и психологический. И над всем этим великолепием будет витать дух стратегической идеи.

    Ээээ? Зачем физуха? – удивитесь вы.

    Дело в том, что правильная техника генерирует огромную силу, которая, проходя через хлипкое тельце, ломает последнее как спичку. Не все, а в наиболее тонких местах, чаще в местах соединения костей, в суставах. Вот и будем укреплять связки, сухожилия, наращивать мышечную массу (пригодится для открывания бутылки Крушовице. SmileТри-с!). Я рекомендую трехразовое питание... В смысле трехразовые тренировки физо по такой схеме:

    Утром, в обед и вечером по 60-70% от вашего максимума физической возможности. Например, если вы отжимаетесь 20 раз, то 15-шка будет 70%.

    Далее, технический компонент. Изучаем стойки, перемещения, удары руками, защитные действия (хочу отметить, что не пишу "блоки" т.к. в защитных действиях существует несколько уровней в зависимости от выбранной стратегии или тактики, от дистанции и прилагаемых усилий).

    После того, как мы изложили на бумаге наши цели и план действий, нам будет обеспечена более высокая продуктивность и эффективность.

    Шаг номер пять.

    Еще три раза Ура! А теперь, пока мы "в струе", сразу приступаем к решению задач, входящих в наш план. Действуем!

    Приступаем к последовательному выполнению каждой задачи (исключением является физический план, который мы прорабатываем параллельно. Здесь могу предложить следующий микроцикл: 1 день – работа на скорость,2-й - скоростно-силовая подготовка, 3-й микроцикл поддерживающий, 4-й – опять работаем на скорость,5-й - скоростно-силовая подготовка, 6-й – работа на выносливость, 7-й - отдых), не берясь более чем за одну за раз.

    Я вам скажу банальную вещь: чтобы изменить жизнь, нужно изменить свои привычки. Начните каждый день по паре минут в час делать то, что запланировали. Сделайте это частью ваших планов на каждый предстоящий день. Не пропускайте ни дня! Неустанно двигайтесь вперед! Раз, начав движение, не давайте себе остановиться!

    Чего-то меня на лозунги повело.

    По ходу работы будем вычеркивать пункты из нашего перечня-плана по мере их выполнения. Ценным для нас является наглядная картинка достигнутого.

    Вот так, друзья, рождается ощущение успеха и движения вперед. Когда мы видим себя последовательно выполняющим запланированные задачи, мы начинаем уважать себя уже за способность держать слово, обретаем мотивацию и энергию, необходимую для того, чтобы дойти до конца. Ясно изложенные на бумаге цели замечательным образом воздействуют на ваше мышление: они предоставляют вам мотивы для работы, настраивают вас на действие и, самое главное, оторвавшись от вас, но оставаясь вашими (с которыми вы подсознательно согласны), они становятся вашим незримым «Учителем по переписке». Вот где возможности для вашего творчества!

    И последний совет: размышляйте о своих целях, пересматривайте их, вслушивайтесь в их звучание, обсасывайте каждую косточку вашего плана или задачи, подвергайте их ежедневной ревизии. Потому как то, что с вашего берега казалось простым, может оказаться сложным, а то, что казалось непробиваемо сложным – раскалывалось за пару минут практики.

    Теперь, когда мы разобрались с общими понятиями, у особо дотошных читателей может возникнуть вопрос: «Сколько раз и сколько времени заниматься?

    Говорят  для наработки удара, чтобы он стал твоим, нужно сделать 2000 ударов. Сколько это по времени? Давайте посчитаем. Удар длится пол секунды. Еще пол секунды отдых. Итого секунда. 2000 ударов делим на 60 равно 33,33 минуты.

    Много? =)

    Даже если вы потратите в день полчаса на тренировки, то это уже огромная польза.

    Я же предпочитаю выделить пару минут в каждый час, но  об   этом  я уже писал выше.

    Начиная отрабатывать Тэн-но-ката помните о таком тренировочном методе как идеомоторика, которая способствует оптимальной наработке и автоматизации технических действий.

    Суть любой тренировки состоит в повторении действия до тех пор, пока это действие не будет выполняться с минимальным усилием на физическом уровне, и в выведении на уровень автоматизма этих действий (См. статью «Медитация в БИ, или зачем бойцу психологическая подготовка»). Каждый день, выполняя ката, мы прилагаем все меньше и меньше усилий.

    Но можно, используя способность мозга к автоматизации, еще больше сократить время выработки навыка. Для этого используют кихон.

    Если человек делает одно из упражнений кихон на протяжении, к примеру, 7-15 минут, то он проходит все стадии адаптации и выработки навыков:

    1. Напряжение от новых действий;
    2. Оптимизация деятельности;
    3. Расслабление;
    4. Трансовое состояние.


    При этом мышцы лица расслабляются, возникает отрешенный взгляд, веки полуприкрытые, дыхание становится свободным и равномерным.

    В следующий раз эта же работа пойдет легче, т.к. уже выработались первичные навыки, и поэтому трансовость уменьшается, зато усиливается автоматизм.

    На основе этого выработан такой алгоритм:

    Наработка в БИ.

    1. Создаем образ движения. Видим картинку, нужный результат, как бы со стороны. Это называется диссоциированное восприятие, используется для контроля и моделирования ситуаций;

    2. Ассоциировано входим в образ, т.е. мы уже не смотрим на себя со стороны, а находимся внутри и двигаем своими ручками и ножками, смотрим своими глазками, чувствуем своим телом;

    3. Медленно и расслабленно отрабатываем, достигая точности и привязки к мышечным ощущениям. Ключевое слово – точность.

    Для проработки расслабленных движений используется упражнение продольного встряхивания мутими, так называемое "подрагивающее усилие" цзунцзин. Рука формирует структуру и вращается по часовой и против часовой стрелки по оси указательного пальца, этакие "фонарики" из детских танцев, а затем короткое встряхивание-сброс-удар. Ногами делают потряхивания, как будто пытаются стряхнуть грязь с подошвы;

    4. Концентрируемся в хара, в точке тандэн, и позволяем осуществиться движениям. Ки расширяется вокруг, сферой, «подобно силе солнца, твоя энергия должна излучаться вовне», - так говорится в трактате Белого журавля;

    5. Наращиваем скорость при мышечном тонусе, избегаем мышечного напряжения. Ключевое слово – скорость;

    6. Возвращаемся к медленным движениям с концентрацией в тандэн при напряженных мышцах. Этакое псевдоизометрическое напряжение мышц, когда и сгибатели, и разгибатели напряжены, но движение осуществляется;

    7. В конце каждого движения происходит векторное расширение энергии Ки. Это наглядно демонстрирует упражнение Тэ-гатана, несгибаемая рука.

    Тот же принцип расширения Ки используем и для ног.

    Используя основные принципы наработки, мы сможем легко и быстро освоить техники каратэ и Тэн-но-ката в частности.

    Сначала в Тэн-но-ката прорабатывается семь атак (правой-левой).

    1. Ои-цуки-гедан;
    2. Ои-цуки-тюдан;
    3. Ои-цуки-тюдан;
    4. Ои-цуки-дзедан;
    5. Ои-цуки-дзедан;
    6. Гияку-цуки-тюдан;
    7. Маэ-гэри-тюдан.

    Затем семь защит.

    1. Гедан-барай в кокуцу-дати + Гияку-цуки-тюдан в зенкуцу-дати;
    2. Учи-уке в кокуцу-дати + Гияку-цуки-тюдан в зенкуцу-дати;
    3. Сюто-уке-тюдан в кокуцу-дати + Гияку-нукитэ-тюдан в зенкуцу-дати;
    4. Сюто-уке-дзедан в кокуцу-дати + Гияку-цуки-дзедан в зенкуцу-дати;
    5. Агэ-уке в кокуцу-дати + Гияку-цуки-тюдан в зенкуцу-дати;
    6. Сото-уке в кокуцу-дати + Гияку-цуки-тюдан в зенкуцу-дати;
    7. Эмпи-уке в кокуцу-дати + Гияку-цуки-дзедан в зенкуцу-дати.




    Это  базовое одиночное исполнение Тэн-но-ката.
    Теперь рассмотрим парное исполнение.

    Все атаки и защиты\контратаки начинаются из положения стоя в Шизентай с опущенными руками, т.е. в характерной позе до боевого контакта когда разговор еще идет.


    Тактический рисунок может быть или Нобаси (треугольник, провал и вход в мертвую зону) или Тай-сабаки (треугольник, уход с линии атаки и контратака в мертвой зоне). Это зависит от предпочтений бойца или от его ТТХ.
    Например для высокого крупного бойца лучше Нобаси, для худого и мелкого - Тай-сабаки.

    1. Ои-цуки-гедан;  Гедан-барай в кокуцу-дати + Гияку-цуки-тюдан в зенкуцу-дати;






    2. Ои-цуки-тюдан;  Учи-уке в кокуцу-дати + Гияку-цуки-тюдан в зенкуцу-дати;






    3. Ои-цуки-тюдан;  Сюто-уке-тюдан в кокуцу-дати + Гияку-нукитэ-тюдан в зенкуцу-дати;





    или более брутальная форма




    4. Ои-цуки-дзедан;  Сюто-уке-дзедан в кокуцу-дати + Гияку-цуки-дзедан в зенкуцу-дати;










    5. Ои-цуки-дзедан;  Агэ-уке в кокуцу-дати + Гияку-цуки-тюдан в зенкуцу-дати;






    6. Гияку-цуки-тюдан;  Сото-уке в кокуцу-дати + Гияку-цуки-тюдан в зенкуцу-дати;






    7. Маэ-гэри-тюдан.  Эмпи-уке в кокуцу-дати + Гияку-цуки-дзедан в зенкуцу-дати.








    Бункай следующих уровней наглядно покажет, как работать против ударов-двоек, как бросать и захватывать, но это мы будем разбирать во второй части.



    Вице-президент РСОО ФБИ "Тойквай"

    Павел Николаевич Пискун


    Последний раз редактировалось: KoT (1/1/2014, 21:35), всего редактировалось 3 раз(а)
    avatar
    KoT
    Сэнсэй
    Сэнсэй

    Сообщения : 704
    Опыт : 830
    Дата регистрации : 2009-02-17
    Откуда : Питер

    Re: Тэн-но ката

    Сообщение  KoT в 1/1/2014, 13:37




    Тэн-но-ката-Ура (тюдан)


    В Тэн-но-ката-Ура, 2-го уровня (тюдан), вы научитесь эффективно работать даже против серии ударов рэн-цуки (двойка-тройка). Здесь также используется стратегия «растягивания», проваливания, атаки противника, нобаси.

    Техника исполнения не меняется(!), также прорабатывается семь атак (левой рукой, потом — правой) и семь защит. Разница только в переносе внимания на промежуточные действия!

    Сольное исполнение (начинают с левой руки\ноги).

    1. Ои-цуки-гедан;
    2. Ои-цуки-тюдан;
    3. Ои-цуки-тюдан;
    4. Ои-цуки-дзедан;
    5. Ои-цуки-дзедан;
    6. Гияку-цуки-тюдан;
    7. Маэ-гэри-тюдан.

    Затем семь защит.

    1. Гедан-барай в кокуцу-дати + Гияку-цуки-тюдан в зенкуцу-дати;
    2. Учи-уке в кокуцу-дати + Гияку-цуки-тюдан в зенкуцу-дати;
    3. Сюто-уке-тюдан в кокуцу-дати + Гияку-нукитэ-тюдан в зенкуцу-дати;
    4. Сюто-уке-дзедан в кокуцу-дати + Гияку-цуки-дзедан в зенкуцу-дати;
    5. Агэ-уке в кокуцу-дати + Гияку-цуки-тюдан в зенкуцу-дати;
    6. Сото-уке в кокуцу-дати + Гияку-цуки-тюдан в зенкуцу-дати;
    7. Эмпи-уке в кокуцу-дати + Гияку-цуки-дзедан в зенкуцу-дати.

    Затем в той же последовательности отрабатывают бункай-ката в паре. Хочется отметить, что все промежуточные положения начинаются с защиты ладонями, тэйшо-уке.

    1. Атака: Ои-цуки-гедан; Защита: Гедан-барай в кокуцу-дати + Гияку-цуки-тюдан в зенкуцу-дати.

    Позиция готовности такая же, как и в предыдущей серии, т.е. центр тяжести вынесен чуть вперед и спроецирован на ударную поверхность коше, спина прямая, руки свободно опущены вдоль тела. Далее повторяться смысла не имеет, т.к. кто не освоил позицию шизентай и не проработал ее в рицу-дзен и ки-тестами не сможет понять, оценить и, тем более, правильно выполнить технику.

    В зависимости от дистанции атаки и вашей реакции вы можете начать защиту:
    А) от разноуровневой атаки (в голову и корпус)



    Б) от одноуровневой атаки (двойка по корпусу)



    или защиту с контратакой на входе:



    Далее применяем нобаси, и когда Тори атакует цуки-гедан, пытаясь достать нас вторым ударом, мы отходит в позицию кокуцу-дати, чем растягиваем атаку противника и таким образом приобретаем над ней контроль.



    В конце комбинации мы наносим мощный гияку-цуки в открытое место.




    2. Атака: Ои-цуки-тюдан; Защита: Учи-уке в кокуцу-дати + Гияку-цуки-тюдан в зенкуцу-дати.

    В зависимости от дистанции атаки и вашей реакции вы можете начать защиту:



    Отмечу что атаки могут быть в разные уровни, но для бойца данная проблема снимается универсальностью техники, способной убирать неопределенность выбора.





    или защиту с контратакой.



    Далее применяем нобаси, и когда Тори атакует цуки-гедан, пытаясь достать нас вторым ударом, мы отходит в позицию кокуцу-дати, чем растягиваем атаку противника, сбиваем вторую атаку предплечьем и таким образом приобретаем над ней контроль.



    После защиты немедленно следует удар в уязвимое место!




    3. Атака: Ои-цуки-тюдан; Защита: Сюто-уке-тюдан в кокуцу-дати + Гияку-нукитэ-тюдан в зенкуцу-дати.

    В зависимости от дистанции атаки и вашей реакции вы можете начать защиту:



    или защиту с контратакой.



    Далее применяем нобаси, и когда Тори атакует цуки-чудан, пытаясь достать нас вторым ударом, мы отходит в позицию кокуцу-дати, чем растягиваем атаку противника, сбиваем вторую атаку сюто-уке.



    Обратите внимание на промежуточные движения в защите гедан-барай-уке и сюто-уке: оно идентичное. Разница только в том, что в форме гедан-барай атака Тори производится на разных уровнях, а в сюто-уке — на одном.



    4. Атака: Ои-цуки-дзедан; Защита: Сюто-уке-дзедан в кокуцу-дати + Гияку-цуки-дзедан в зенкуцу-дати.

    В этой комбинации хочется отметить, помимо дистанции атаки, уровни атаки: защита отбивом предплечьем позволяет снизить уровень неопределенности выбора, т. к. перекрывает несколько уровней не используя дополнительных движений.





    Нобаси при атаке Тори ударом в голову позволяет растянуть атаку противника. После сбива второй атаки сюто-уке не останавливаясь выполняем захват и выполняем хики-тэ, затягиваем руку противника к своему боку.



    Захватывая руку Тори, Укэ наносит гияку-цуки в голову Тори, используя хики-тэ, как уже отмечалось выше, для усиления мощи удара.



    ВНИМАНИЕ! Это очень древний и опасный прием! При наработке соблюдайте осторожность и контролируйте силу


    Последний раз редактировалось: KoT (1/1/2014, 22:22), всего редактировалось 1 раз(а)
    avatar
    Jonni
    частый гость
    частый гость

    Сообщения : 589
    Опыт : 551
    Дата регистрации : 2009-12-13

    Re: Тэн-но ката

    Сообщение  Jonni в 1/1/2014, 20:03

    Кот, у меня только одно замечание. Всё это имеет смысл при условии, наличия желания научиться драться. Этого желания я не наблюдаю уже довольно давно...Ну нет его. А если бы было, то важнее было бы не ката, а спарринги и приёмы. Учиться драться на базе ката - это либо для "пенсионеров", либо при хорошем учителе. Что редкость (наличие именно учителя). У меня, к сожалению, учителя не было... До всего доходить приходилось, и приходится самостоятельно. Потому, стараюсь на практические вопросы отвечать развёрнуто, вдруг кому то будет полезно. Ведь думающие всё же встречаются... А не думающие один фиг не поймут. При этом я понимаю, что я далёк от идеала)))
    avatar
    KoT
    Сэнсэй
    Сэнсэй

    Сообщения : 704
    Опыт : 830
    Дата регистрации : 2009-02-17
    Откуда : Питер

    Re: Тэн-но ката

    Сообщение  KoT в 1/1/2014, 21:48

    Добавил в предыдущие посты фото, т.к. иллюстрированные материалы легче воспринимаются. Very Happy 

    Jonni пишет:Кот, у меня только одно замечание. Всё это имеет смысл при условии, наличия желания научиться драться.
    Это точно. Без желания ничего не будет.
    К сожалению современная потребительская культура выработала стереотип поведения названный как "легкий быстрый результат". Человек хочет при минимуме усилий достичь максимум результата. И такое положение дел не только в мире БИ, но и в мире фитнеса и силового спорта.  Twisted Evil 

    Jonni пишет:Этого желания я не наблюдаю уже довольно давно...Ну нет его. А если бы было, то важнее было бы не ката, а спарринги и приёмы.
    Ну, ката, какбэ, это и есть приемы, а парное исполнение, какбэ, спарринг... пусть обусловленный, но все же спарринг. За что мне и нравится Тэн-но-ката.  Very Happy 

    Jonni пишет:Ведь думающие всё же встречаются... А не думающие один фиг не поймут. При этом я понимаю, что я далёк от идеала)))
    Ты прав, "Умный "не заметит", дурак не поймет"(С)  Wink

    lunfeng
    Модератор
    Модератор

    Сообщения : 632
    Опыт : 697
    Дата регистрации : 2009-02-22
    Возраст : 41
    Откуда : Брянск

    Re: Тэн-но ката

    Сообщение  lunfeng в 2/1/2014, 15:51

    Жень, насчет отсутствия "желания драться" - это ты про себя, или это такое обобщение? Если второе - не совсем соглашусь. Да, затухание интереса к восточному мордобою имеет место - но даже по переписке мне попадались люди, желающие учиться драться именно "восточными штучками".
    КоТ, а почему ты выбрал темой для статьи именно тэн-но-ката? Да и вообще очень часто его упоминаешь - а остальные игноришьSmile. Насколько я знаю, большая часть каратистов его и за ката не считает - бо "примитивное".
    avatar
    Jonni
    частый гость
    частый гость

    Сообщения : 589
    Опыт : 551
    Дата регистрации : 2009-12-13

    Re: Тэн-но ката

    Сообщение  Jonni в 2/1/2014, 17:18

    lunfeng пишет:Жень, насчет отсутствия "желания драться" - это ты про себя, или это такое обобщение? Если второе - не совсем соглашусь. Да, затухание интереса к восточному мордобою имеет место - но даже по переписке мне попадались люди, желающие учиться драться именно "восточными штучками".
    Саш, для меня умение драться было скорее необходимостью, желания как такового вообще не было. Поэтому именно обобщение. Кот верно подметил тенденцию про  "легкий быстрый результат". Я именно об этом. А про восточные штучки у меня сложилось стойкое убеждение...Они ни чем не отличаются от западных. Отношение к мордобою, жизненная философия - да, отличаются (местами), а дерутся одним и тем же +-. И мерило одно - кто победил, у того и дань тянь толще и нэйцзир правильный и ци через край.
    а почему именно тэн-но-ката? Насколько я знаю, большая часть каратистов его и за ката не считает - бо "примитивное".
    Саш, я вообще склонен думать, что ката (таолу), это канонизированный кем то по недомыслию "бой с тенью". А уже в последствии их стали использовать как обучающий материал.

    Вот как то так думаю  king
    avatar
    KoT
    Сэнсэй
    Сэнсэй

    Сообщения : 704
    Опыт : 830
    Дата регистрации : 2009-02-17
    Откуда : Питер

    Re: Тэн-но ката

    Сообщение  KoT в 2/1/2014, 18:49

    lunfeng пишет:КоТ, а почему именно тэн-но-ката? Насколько я знаю, большая часть каратистов его и за ката не считает - бо "примитивное".
    Можно я с конца отвечу?
    Теперешние каратэки воспринимают ката или как норматив для очередного пояса (выучить эмбусэн\ внешнюю форму за месяц и вперед к очередному поясу) или как хореографический этюд для показательных выступлений на соревнованиях по ката. Тэн-но-ката не принесет баллы за исполнение, т.к. он не имеет акробатических элементов и широких перемещений, ударов ногами и красивых помаваний руками. Тэн-но-ката раскрывается только в бою.

    Старые мастера говорили, что для освоения одной ката требуется около 3 лет. В том же Сетокане 25 ката! 25х3=75! Даже если мы будем заниматься с 5 лет, то только к 80 освоим.  Very Happy 
    Но если честно, то во многих ката 90% элементов повторяются, а изменения касаются отдельных тактических эпизодов.
    Так чем же мне нравится Тэн-но-ката? Она мне нравится своими короткими элементами, слогами. Например, Хейяны\Пинаны расчитаны на бой с группой, там много беготни, уходов и вроде это вери гуд, НО! Бой вещь малопредсказуемая, и полагаться, что враги будут действовать так, а не иначе, не приходится. Другое дело короткие, но многогранные связки Тэн-но-ката! Ты можешь предсказать только ближайшие действия противника и, соответственно, адекватно на них прореагировать. А многоходовки... у них свои прелести, но мы сейчас не о них.

    Вторая выгода заключается в возможности парного исполнения Тэн-но-ката. По сути это ЕДИНСТВЕННАЯ ката которая изначально задумана как парная.
    Сейчас немногие школы имеют парные ката (на вскидку помню Серинзи-кемпо, Дзю-до и какой-то китайский стиль...), что по моему мнению, не есть гуд.

    Я не ручаюсь за цепочку, но хронология показывает, что после того как Фунакоси канонизировал Тэн-но-ката, он была использована для обучения японских разведчиков и диверсантов. Можно будет поискать воспоминания, но по памяти какой-то японец описывал методу обучения у Гиго Фунакоси и свои похождения на войне. Далее возникают спортивные течения с правилами ВУКО, потом Кекушинкай и др. В тот же период Хосю Икеда пересматривает свое отношение к каратэ и создает стиль Дзесинмон. Характерной особенностью стиля являются короткие связки\ката.
    Исповедуя принцип "один меч превращается в 10 000 мечей, а 10 000 мечей - в один", он вывел "выходи из ката и возвращайся в кихон". По сути он совершил тот же шаг, что и Фунакоси в свое время, только Хосю Икеда довел до конца свое начинание, а Фунакоси, по многим причинам, пошел на поводу у своих молодых, но богатых японских учеников. О удачном решении говорит уже то, что Дзесинмон-каратэ было на вооружении у кубинских специалистов. Фидель Кастро неоднократно повторял: «каратэ — оружие революционеров». Рауль Рисо, пропагандист и непосредственный ученик Хошу Икэды развил кубинскую ветвь дзёсинмон-карате. Данное направление, широко использовавшееся силовыми структурами Кубы, попало и в СССР где его широко практиковали в обществе «Динамо» и при Управлении КГБ. Александр Дергилев, подполковник ГРУ (во время нашего с ним знакомства) учился каратэ на Кубе у Рауля Рисо. Собственно общение с ним и заставило более пристально взглянуть на казалось бы простейшую тэн-но-ката от Фунакоши и обнаружить много общего в этих подходах, в частности и несколько слоев расшифровки в зависимости от дистанции боя.
    avatar
    KoT
    Сэнсэй
    Сэнсэй

    Сообщения : 704
    Опыт : 830
    Дата регистрации : 2009-02-17
    Откуда : Питер

    Re: Тэн-но ката

    Сообщение  KoT в 2/1/2014, 18:59

    Jonni пишет:я вообще склонен думать, что ката (таолу), это канонизированный кем то по недомыслию "бой с тенью". А уже в последствии их стали использовать как обучающий материал.
    Почему же "по недомыслию"!?  Very Happy  Вот ты же не машешь руками как мельница, а делаешь так как тебя учили. Так и раньше давались эфективные техники, а ключи секретили. И вот теперь без ключей ката всего лишь танцы)))
    avatar
    KoT
    Сэнсэй
    Сэнсэй

    Сообщения : 704
    Опыт : 830
    Дата регистрации : 2009-02-17
    Откуда : Питер

    Re: Тэн-но ката

    Сообщение  KoT в 2/1/2014, 19:40

    Продолжим публикацию Тэн-но-ката-Ура (тюдан)

    Также напоминаем, что техника исполнения не меняется(!), также прорабатывается семь атак (левой рукой, потом — правой) и семь защит. Разница только в переносе внимания на промежуточные действия где все промежуточные положения начинаются с защиты ладонями, тэйшо-уке!

    5. Атака: Ои-цуки-дзедан; Защита: Агэ-уке в кокуцу-дати + Гияку-цуки-тюдан в зенкуцу-дати.

    В зависимости от дистанции атаки и вашей реакции вы начинаете защиту от первого удара.



    Далее применяем нобаси, и когда Тори атакует цуки-дзедан, пытаясь достать нас вторым ударом, мы отходит в позицию кокуцу-дати, чем проваливаем в пустоту атаку противника, сбиваем вторую атаку аге-уке.



    И тут же, немедленно, следует удар в уязвимое место!




    6. Атака: Гияку-цуки-тюдан; Защита: Сото-уке в кокуцу-дати + Гияку-цуки-тюдан в зенкуцу-дати.





    Прошу отметить, что уровень атаки не столь важен, что способствует снятию неопределенности выбора и что дает преимущество в цикле НОРД.
    При агрессивном входе противника и, соответственно, более близкой дистанции мы работаем одновременные техники защиты и удара.





    Далее применяем нобаси, и когда Тори атакует цуки, пытаясь достать нас вторым ударом, мы отходит в позицию кокуцу-дати, проваливаем в пустоту атаку противника, сбиваем вторую атаку сото-уке.



    и добиваем цуки.




    7. Атака: Маэ-гэри-тюдан; Защита: Эмпи-уке в кокуцу-дати + Гияку-цуки-дзедан в зенкуцу-дати.

    Чаще всего атака ногой является развитием атаки руками, поэтому разобрана классическая ситуация цуки-дзедан + гери-тюдан\гедан



    Опять растягиваем атаку противника и проваливаем его навстречу удару.





    ВНИМАНИЕ! Это очень древний и опасный прием! При наработке соблюдайте осторожность и контролируйте силу!

    lunfeng
    Модератор
    Модератор

    Сообщения : 632
    Опыт : 697
    Дата регистрации : 2009-02-22
    Возраст : 41
    Откуда : Брянск

    Re: Тэн-но ката

    Сообщение  lunfeng в 2/1/2014, 20:22

    КоТ, объясни, наконец - что такое "ключи к ката", и почему без них ката не работают???

    lunfeng
    Модератор
    Модератор

    Сообщения : 632
    Опыт : 697
    Дата регистрации : 2009-02-22
    Возраст : 41
    Откуда : Брянск

    Re: Тэн-но ката

    Сообщение  lunfeng в 3/1/2014, 08:53

    Jonni пишет: 1. Саш, для меня умение драться было скорее необходимостью, желания как такового вообще не было. Поэтому именно обобщение.
    2. А про восточные штучки у меня сложилось стойкое убеждение...Они ни чем не отличаются от западных. Дерутся одним и тем же +-. И мерило одно - кто победил, у того и дань тянь толще и нэйцзир правильный и ци через край.
    3. Саш, я вообще склонен думать, что ката (таолу), это канонизированный кем то по недомыслию "бой с тенью". А уже в последствии их стали использовать как обучающий материал.
    Блин, тяжко с тлф пейсать.
    1. Насчет тебя понятно - у меня изначально примерно такая же мотивация была. Но есть еще группа людей, желающих "научиться драться как Брюс Ли" Smile)). Сейчас их меньше, чем раньше - но они есть.
    2. Да по ходу дела, старшие товарисчи говорят, что так оно и есть - дерутся одним и тем же. А вот методы прихода к одному и тому же - разные. Наглядный пример - как раз наличие/отсутствие ката.
    3. Моё имхо сейчас тоже такое, что ката - это "библиотека приёмов". Т.е. жил некий человек, учился, дрался - и через некоторое время обобщал свои знания и опыт, создавая новое ката.
    Но не авписываются в этот ряд ката типа санчин, тэнсё, усин цюань из синъи - там-то явно не застывший бой с тенью.
    avatar
    KoT
    Сэнсэй
    Сэнсэй

    Сообщения : 704
    Опыт : 830
    Дата регистрации : 2009-02-17
    Откуда : Питер

    Re: Тэн-но ката

    Сообщение  KoT в 3/1/2014, 10:29

    lunfeng пишет:КоТ, объясни, наконец - что такое "ключи к ката", и почему без них ката не работают???
    Можешь считать меня старомодным, но я все же засекречу эти данные, т.к. их можно освоить только при личной передаче, из рук в руки.  Laughing Laughing Laughing 
    Зато могу сказать почему не работают.  Wink  "Пока конь сделает раз-два-три-четыре, ты на своих ногах можешь раз-два-раз-два".(С)
    avatar
    Jonni
    частый гость
    частый гость

    Сообщения : 589
    Опыт : 551
    Дата регистрации : 2009-12-13

    Re: Тэн-но ката

    Сообщение  Jonni в 3/1/2014, 16:47

    KoT пишет:Можешь считать меня старомодным, но я все же засекречу эти данные, т.к. их можно освоить только при личной передаче, из рук в руки.  Laughing Laughing Laughing 
    Мульт на эту тему есть хороший. Кунфу панда называется. В первой части, про война дракона..."ни какого секретного ингридиента нет..."
    Зато могу сказать почему не работают.  Wink  "Пока конь сделает раз-два-три-четыре, ты на своих ногах можешь раз-два-раз-два".(С)
    Ключи я выделил. Но есть одно но, их (ключи) еще взять нужно. И тут я столь же старомодно умолкну Laughing

    ******************************

    lunfeng пишет:1. Но есть еще группа людей, желающих "научиться драться как Брюс Ли" Smile)). Сейчас их меньше, чем раньше - но они есть.
    Саш, эти люди из нашего +- времени, современные на восток пашти не смотрят.
    2. Да по ходу дела, старшие товарисчи говорят, что так оно и есть - дерутся одним и тем же. А вот методы прихода к одному и тому же - разные. Наглядный пример - как раз наличие/отсутствие ката.
    Ну, Саш, тут такое дело...они за животными наблюдали, приёмы составляли...У нас свои пляски были обрядовые перед стеношным. Ну, типа не так то уж сильно отличалось воно до недавнего времени. Да и сейчас не особо.
    3. Моё имхо сейчас тоже такое, что ката - это "библиотека приёмов". Т.е. жил некий человек, учился, дрался - и через некоторое время обобщал свои знания и опыт, создавая новое ката.
    А тебя не смущает, что это всё в последние лет 100 с небольшим в ката и таолу оформилось, а до того было приёмами и практикой? (Это у меня так инфа обобщилась, т.е. ИМХО)
    Но не авписываются в этот ряд ката типа санчин, тэнсё, усин цюань из синъи - там-то явно не застывший бой с тенью.
    Разверни, не понимаю. В мою версию вполне вписывается.

    avatar
    Jonni
    частый гость
    частый гость

    Сообщения : 589
    Опыт : 551
    Дата регистрации : 2009-12-13

    Re: Тэн-но ката

    Сообщение  Jonni в 4/1/2014, 15:16

    Кот, а вообще, почему сразу ката? А не дыхание - движение - вложение? А почему именно на нижний ДТ? Почему не средний? Ну, т.е. может копнём глубже?


    Последний раз редактировалось: Jonni (4/1/2014, 17:28), всего редактировалось 1 раз(а)

    lunfeng
    Модератор
    Модератор

    Сообщения : 632
    Опыт : 697
    Дата регистрации : 2009-02-22
    Возраст : 41
    Откуда : Брянск

    Re: Тэн-но ката

    Сообщение  lunfeng в 4/1/2014, 15:39

    Jonni пишет: Ну, Саш, тут такое дело...они за животными наблюдали, приёмы составляли...У нас свои пляски были обрядовые перед стеношным.
    Да ну, брось. "Сказочки про козявочек" - фигня всё это, имхо. Насчет методики - помнишь, один товарищ писал, мол, что европеец берет, крошит в миску колбасу, лук, картошку, яйца, огурцы, всё это майонезом заливает - и разом жрёт. А китаец возьмет колбасу - посмотрит, понюхает, съест. Потом лук - возьмет, понюхает, съест. Потом картошку и т.д. А на выходе получается одно и то же - оливье  Laughing  Laughing  Laughing . Первый метод чреват поначалу грубостью техники, второй - тем, что до мордобоя может так и не дойти.
    Jonni пишет: А тебя не смущает, что это всё в последние лет 100 с небольшим в ката и таолу оформилось, а до того было приёмами и практикой? (Это у меня так инфа обобщилась, т.е. ИМХО)
    1. Ну а почему нет? Допустим, именно 100 лет назад люди придумали новый способ передачи знаний и опыта, начали его юзать...
    2. Вменяемые китайцы вообще не особо любят залазить больше чем на 100 лет назад - бо степень достоверности инфы резко уменьшается.
    Jonni пишет: Разверни, не понимаю. В мою версию вполне вписывается.
    Ну ты санчин видел? Разве это можно взять - и сразу этим драться?
    avatar
    Jonni
    частый гость
    частый гость

    Сообщения : 589
    Опыт : 551
    Дата регистрации : 2009-12-13

    Re: Тэн-но ката

    Сообщение  Jonni в 4/1/2014, 17:24

    lunfeng пишет:"Сказочки про козявочек" - фигня всё это, имхо.
    .Тут как посмотреть. Если образы использовать для передачи настроя, и накладывать их на соответствующие техники, то не такие и сказочки...А своего рода входные врата в ИСС, как минимум.
    Насчет методики - помнишь, один товарищ писал, мол, что европеец берет, крошит в миску колбасу, лук, картошку, яйца, огурцы, всё это майонезом заливает - и разом жрёт. А китаец возьмет колбасу - посмотрит, понюхает, съест. Потом лук - возьмет, понюхает, съест. Потом картошку и т.д. А на выходе получается одно и то же - оливье.
    Ээээ, русский с китайцем жрут и не такую хрень, особенно когда выпивают Laughing Так что в методическом плане всё сильно индивидуально.
    Первый метод чреват поначалу грубостью техники, второй - тем, что до мордобоя может так и не дойти.
    Есть мнение, что эти методы и не ведут в одну точку.
    1. Ну а почему нет? Допустим, именно 100 лет назад люди придумали новый способ передачи знаний и опыта, начали его юзать...
    Боюсь правды мы уже не найдём Laughing 
    2. Вменяемые китайцы вообще не особо любят залазить больше чем на 100 лет назад - бо степень достоверности инфы резко уменьшается.
    Слышал, что они и про таолу не очень много знают, скорее по необходимости. Типа европейцы требуют таолу, вот им таолу Smile
    Ну ты санчин видел? Разве это можно взять -  и сразу этим драться?
    Склонен считать санчин "столбом" для проработки заземления и ещё нескольких базовых фишек.

    ИМХО, как обычно Laughing
    avatar
    KoT
    Сэнсэй
    Сэнсэй

    Сообщения : 704
    Опыт : 830
    Дата регистрации : 2009-02-17
    Откуда : Питер

    Re: Тэн-но ката

    Сообщение  KoT в 5/1/2014, 13:49

    Jonni пишет:Кот, а вообще, почему сразу ката? А не дыхание - движение - вложение? А почему именно на нижний ДТ? Почему не средний? Ну, т.е. может копнём глубже?
    Мммммм, не понял в чем суть такого внезапного вопроса...
    avatar
    KoT
    Сэнсэй
    Сэнсэй

    Сообщения : 704
    Опыт : 830
    Дата регистрации : 2009-02-17
    Откуда : Питер

    Re: Тэн-но ката

    Сообщение  KoT в 5/1/2014, 14:07

    Jonni пишет: А тебя не смущает, что это всё в последние лет 100 с небольшим в ката и таолу оформилось, а до того было приёмами и практикой? (Это у меня так инфа обобщилась, т.е. ИМХО)

    Как бэ, считается, что ката\таолу сформировались из ритуальных воинских танцев для общения с высшими сылами. Т.е. они изначально заточены под измененные состояния сознания (ИСС). Чаще всего обыгрывались или знаковые события (битва с кем-то) или особо выдающийся бой. В частности многие народы посвящали высшим силам свой бой. Такие танцы есть во многих народах гопак у казаков, лезгинка на Кавказе, скерма у итальянцев и т.д.
    Как пишут многие мастера, ката были у окинавцев: одни были более женскими, а другие, боевые, у мужчин.
    И вобщем-то да, они были приемами, но ката это ритуализованый бой. Азиаты вообще большие поклонники ритуалов, что позволяет быстро вводить человека в ИСС.
    Собственно это и есть второй ключ к ката. НО! Каждая ката имеет свою программу\историю, именно в ней ценность ката, а не в приемах.

    lunfeng пишет:1. Ну а почему нет? Допустим, именно 100 лет назад люди придумали новый способ передачи знаний и опыта, начали его юзать...
    В общем этой традиции намного больше лет чем 100 и даже 1000 лет.  Very Happy Very Happy Very Happy 
    avatar
    Jonni
    частый гость
    частый гость

    Сообщения : 589
    Опыт : 551
    Дата регистрации : 2009-12-13

    Re: Тэн-но ката

    Сообщение  Jonni в 5/1/2014, 14:28

    KoT пишет:Мммммм, не понял в чем суть такого внезапного вопроса...
    Да нет, наоборот, вполне себе напрашивается...По моему...Т.к. тема дыхания я видел, затрагивалась. Тему вложения, не видел, если только вскользь, а может и проглядел. А вот как оно всё вяжется в клубок с движением, да в привязке к ката. Ну, раз уж речь о том, как научиться драться при помощи ката. Вот и подумалось.
    Как бэ, считается, что ката\таолу сформировались из ритуальных воинских танцев для общения с высшими сылами. Т.е. они изначально заточены под измененные состояния сознания (ИСС).
    Как бэ и я к тому, а ИСС без поддержки "изнутри", без так сказать "программы/истории" переданной от "сердца к сердцу", т.е. правильно не наколоченных техник, не сильно поможет, если противник не нулевой.

    avatar
    KoT
    Сэнсэй
    Сэнсэй

    Сообщения : 704
    Опыт : 830
    Дата регистрации : 2009-02-17
    Откуда : Питер

    Re: Тэн-но ката

    Сообщение  KoT в 7/1/2014, 19:40

    Jonni пишет: Тему вложения, не видел, если только вскользь, а может и проглядел.
    Проглядел.  Smile  Где-то на форуме лежит...

    Jonni пишет:А вот как оно всё вяжется в клубок с движением, да в привязке к ката. Ну, раз уж речь о том, как научиться драться при помощи ката. Вот и подумалось.
    Хммм, в любой книге по ката есть определенные требования к исполнению. Чаще всего расписаны по движениям и дыхание, и вложение тела, и простенький бункаец тоже есть.
    Если про Тэн-но-ката, то там выдох на удары\блоки, в первой части два выдоха, во второй три.

    Jonni пишет:Как бэ и я к тому, а ИСС без поддержки "изнутри", без так сказать "программы/истории" переданной от "сердца к сердцу", т.е. правильно не наколоченных техник, не сильно поможет, если противник не нулевой.  
    Это да. Very Happy  Я встречал людей которые учились по книгам, и не учеников, а имеющих большие даны... так вот у них каратэ мертвое.  Sad 
    avatar
    Jonni
    частый гость
    частый гость

    Сообщения : 589
    Опыт : 551
    Дата регистрации : 2009-12-13

    Re: Тэн-но ката

    Сообщение  Jonni в 8/1/2014, 06:37

    KoT пишет:Проглядел.  Smile  Где-то на форуме лежит...
    Ну, по дыханию прям статья была, а про вложение по моему просто в теме поспорили, или тоже статья есть? Да и в теме как мне помнится, вопросы остались, т.к. скатилась она под конец как обычно про "у кого больше" Laughing Как по мне, так при правильно поставленном сбросе, при любом раскладе используются все перечисленные варианты, а в зависимости от дистанции меняется только пропорция. Т.е. либо перенос веса большую часть силы даёт, либо наклон, либо разгиб, а реверс по моему константу имеет, меняется только направление, и т.д.
    Если про Тэн-но-ката, то там выдох на удары\блоки, в первой части два выдоха, во второй три.
    по количеству действий? А если серию нужно пробить, без привязки к ката? Например движений на 4-5 атакующих?
    Это да. Very Happy  Я встречал людей которые учились по книгам, и не учеников, а имеющих большие даны... так вот у них каратэ мертвое.
    Тебе не кажется, что это скорее от ненужности ката в их системе подготовки?


    Спонсируемый контент

    Re: Тэн-но ката

    Сообщение  Спонсируемый контент


      Текущее время 12/12/2017, 17:39